С 9 октября по 8 ноября 2020 во Всероссийском музее декоративного искусства пройдет персональная выставка Ольги Соколовой «Московские картинки», организованная Галереей InGallery.
В преддверии выставки Cultobzor.ru обратился с вопросами к художнице и приглашает через её творчество переместиться в удивительный и прекрасный мир «Галантного века».
Хотелось бы начать нашу с беседу с вопроса о Вашем личном восприятии той эпохи – «столетье безумно и мудро» – через изобразительное искусство, образы, стили. Тем более выставка пройдет в Доме Остермана, очень неоднозначной персоны, в которой чувствуется и дух, и трагедия, и жестокость века.
Для меня XVIII столетие — это очень интересная эпоха укрепления и развития России, эпоха выдающихся личностей и чудаков, позволяющих себе жить, как им заблагорассудится. Это время бурного развития всех направлений светского искусства, которое на государственном уровне поощрялось и, будучи заимствованным из Германии, Франции и Италии, приобретало истинно российский размах, как это водится у нас всегда и во всем.
Этот размах развивающегося искусства меня очень привлекает сочетанием пышности с какой-то доброй наивностью. Это, конечно, дворцовая архитектура, которая свидетельствовала о величии и мощи державы, и в то же время это создание уютных усадеб, соразмерных с человеческим масштабом, устройство небольших домашних театров.
Это поэзия, прославляющая в одах победителей и в то же время это любовные стансы, адресованные некоей персоне. Это театральное искусство комедии с элементами оперы и балета, это музыка, танцы, живопись (меня привлекают работы портретиста и «зверописца» – немецких художников братьев Гроот), искусство гравирования (появление наивных лубочных «фряжских» листов и прекрасных изысканных гравюр, иллюстрирующих фейерверки).
Это парковое искусство, это время создания прекрасных садов и парков, это зеленые театры с декорациями в виде шпалерных деревьев, фонтаны и шутихи, пруды и искусственные ручьи, гроты и беседки, это появление первых ботанических садов.
Это партеры на террасах парков, украшенные скульптурой, и сахарные партеры на десертных столах с деревьями из сахарной мастики и огромными тортами, с маленькими настольными фейерверками. Если вспомнить историю фейерверков, то искусство потешных огней развивалось настолько грандиозно, что поражало воображение иностранцев, у которых фейерверки были заимствованы. В подготовке фейерверка могло быть задействовано более 600 человек! Разыгрывался же фейерверк как многочасовой спектакль.
Галантный век — это век игры. Люди как зрители и как актеры одновременно, декорации театра и жизни — это зеркала, за которые можно заглянуть и увидеть! Это век сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; речь настолько витиевата, что сама по себе напоминает барочные орнаменты.
Одежда — это костюм, в котором все продумано до мелочей и больше того- мелочи настолько важны, что, когда смотришь на предметы, которыми люди той эпохи пользовались – удивляешься изощренности бесконечных деталей. Прическа — это сооружение аршинной высоты, с накладными подушками, с встроенными флаконами с водой для живых цветов- тоже сложная конструкция.
Это время расцвета усложненного кодирования жизни – символов и эмблемат, язык которых был понятен узкому кругу приближенных к императору людей, которые создавали и для которых создавался особый театрализованный мир. К этому миру принадлежал, конечно, и граф Иван Андреевич Остерман.
Лично для меня граф Остерман интересен тем, что этот человек пережил опалу своего отца, поднялся до высших чинов и званий, сохранил до глубокой старости заведенный еще при Екатерине Великой порядок своей жизни, жил под девизом «За веру и верность».
Когда граф на старости лет переехал из Санкт-Петербурга в Москву, он зажил «открытым домом», по-московски гостеприимно, давал обеды на сто и более персон, по сорока и более перемен блюд. Обеды сменялись танцами, на хорах грохотала музыка, а сам граф смеялся так громко, что мог разбудить мертвых!
Богатая история поместья и семьи графа вдохновила меня на написание картины “Дом графа Остермана”. Сейчас в Доме Остермана расположен Всероссийский Музей декоративно-прикладного и народного искусства, где московская галерея InGallery организовала выставку моих лубочных картин.
Сразу вспоминаются художники «Мира искусства», и здесь вопрос именно о созданной ими эстетике восприятия того времени, ведь вы многом смотрим и представляем себе ту эпоху на основе образов и конкретных произведений, написанных Бенуа, Лансере, Сомовым… Созданная ими картина галантного века близка Вам, различна, что общее, что отличается?
Мне нравится творчество художников «Мира искусства», их представление о эпохе галантного века очень выразительно, идеализировано, иллюзорно-прекрасно. Они передавали его эмоционально, без моральных подтекстов. У меня тоже есть тяга к ретроспективизму, и я, наверное, тоже идеализирую то, что изображаю. Но мне хочется передать не просто эмоции, а конкретизировать, пояснить изображение, это в лубочной традиции, конечно -картинка и текст.
Я написала картину «Тайны Летнего Сада». Сюжет картины: в Летнем саду много тайн. Есть укромные уголки, где деревья и травы разговаривают шепотом. Здесь, в царстве Вертумна и Помоны, повторяется история любви… Юный бог Вертумн влюбился в богиню древесных плодов и изобилия Помону.
В каком только образе он ей не являлся, но она не обращала на него внимания. Тогда он превратился в старуху, пришел к Помоне и сказал, что она должна выйти замуж за Вертумна. «Но я не знаю, кто он!» – воскликнула юная богиня. Тут Вертумн явился в своем обличии, и она сразу влюбилась в прекрасного юношу. Я изобразила Летний Сад, скульптуры и пару влюбленных в маскарадных костюмах.
Но мне, кроме изысканности и таинственности, хочется показать и некую наивность того времени. Все эти прекрасные дамы и кавалеры в моих картинах однажды “договорились” стать такими, они еще помнят себя другими, в сарафанах и кокошниках, в кафтанах и ферязях. Это очень хорошо можно передать немного простоватой с первого взгляда техникой рисованных лубочных картин. Персонажи выписаны немного утрированно, с юмором.
Я обращаюсь к историческим анекдотам того времени, меня интересуют предания, описывающие быт и праздничную зрелищную культуру XVIII века. Сюжет картины «Нескучный сад» такой: в 1756 г. под Москвой, в районе Калужской дороги, на берегу Москвы-реки возникла усадьба промышленника и мецената Прокофия Акинфиевича Демидова, сына знаменитого основателя металлургических заводов Акинфия Демидова.
Главной ее достопримечательностью стал прекрасный ботанический сад, который был открыт для всех. Но посетители, прогуливаясь по аллеям, срывали редкие цветы. Чтобы сохранить их, Демидов велел снять с пьедесталов итальянские статуи и поставил на их место дворовых мужиков, вымазанных мелом. И, если кто собирался сорвать растение, «статуя» оживала и повергала гостя в ужас. Говорят, что из-за этого сад и прозвали Нескучным.
Когда я нахожу такие интересные предания, мне не терпится написать картину, написать на ней текст, поделиться моими открытиями!
Мир искусства – петербургское явление, а выставка называется «Московские картинки», и Ваш взгляд не столько европеизированный, а насыщен народными сюжетами, сказками, образами, русскими архетипами, обращен и к допетровскому искусству.
Жизнь Москвы в XVIII веке сильно отличалась от того, что происходило в Петербурге. Петербург тогда только начинал записывать свою историю. А Москва не была так европеизирована, и тут у нас еще долгое время все шло по-старому, поглощая и растворяя проявления нового времени, и это накладывало особый колоритный отпечаток на все происходящее.
Мне хотелось показать пласт допетровской культуры – я написала серию картин на тему народных календарных праздников, (картины “Рождественская ночь”, “Белые ночи. Троица”, “Праздник Лели”), космографических представлений об устройстве мира, (картины “Звезда Алатырь”, “Чигирь-звезда”, “Звездный терем”), о представлении рая на земле- о традиции устройства Государевых садов, которые в Москве называли “раи” -(картина “Государев сад”), о скоморохах, которые в богатых купеческих домах “весну творили”-пели лесными птицами (картина “Весну творити”)!
Как проявляется в этих работах Ваш опыт театрального художника, и конкретно опыт театрального художника 21 века, который исследует празднества и действа того времени?
Меня очень интересует тема зарождения и развития театрализованных зрелищ в Москве и Санкт-Петербурге. Мой опыт театрального художника позволяет почувствовать эту тему как бы изнутри, понять, как все происходило и ярко представить, как это могло выглядеть 200 лет назад.
Например, вспоминая постановку спектакля «Шиш московский» в Московском Государственном Историко-Этнографическом Театре под руководством М.А. Мизюкова, у меня есть полное ощущение, что я была там, в том времени, в той обстановке, которая была создана на сцене.
Я читаю много документальных свидетельств людей, живших столетия назад. К примеру, немецкий мемуарист Якоб Штелин в XVIII веке написал Записки об изящных искусствах в России, в которых описал, как зарождались и развивались в России театральные и праздничные зрелища, фейерверки и иллюминации.
Очень меня вдохновили исторические исследования искусствоведа Людмилы Стариковой, посвященные документальным свидетельствам, связанным с зарождением и развитием театрального искусства в XVIII веке. Читать эти документы несмотря на то, что там нет художественного описания, безумно интересно.
Я написала картину «Путешествие комедиантов» про итальянских комедиантов, которые впервые приехали по контракту в Россию и работали тут, в Москве, как профессиональные актеры. В 1730 г. русская императрица Анна Иоанновна обратилась к Фридриху Августу Второму, королю Саксонскому и Польскому, с просьбой прислать итальянских комедиантов.
Год собирались, боялись, насчет денег договаривались, просили в два раза дороже, потом ехали в возках по лесам, по равнинам, по пути сундук с костюмами у них украли, потом наконец-то прибыли, но театр оказался недостроенным, но и это преодолели! Только одно расстраивало приму Людовику – не было в Москве «шеколада».
Как театральный художник, я создала сценографию около 20 спектаклей. В Московском Государственном Историко-Этнографическом Театре под руководством М.А. Мизюкова мною создана сценография спектаклей «Шиш Московский», «Любовная феерия», «Ярмарка начала века», “Комедь XУII век”, «Сказка об Иване –царевиче, Жар-птице и о Сером волке», «Волшебное кольцо», «Свет-Луна и Иван-Богатырь», «Марья – Моревна и Кащей Бессмертный», «По щучьему велению», «Спроси свое сердце», «Финист Ясный Сокол».
В Московском Драматическом Театре под руководством А. Б. Джигарханяна мною создана сценография спектаклей «Пигмалион», «Театр времен Нерона и Сенеки», «Васса», «Башня смерти», «Иван да Марья».
И последний вопрос – как приглашение уже к самой выставке – что хотелось выделить именно в этой экспозиции, какой был принцип и концепция отбора произведений?
Мне хотелось показать различные аспекты своего творчества. Выставка называется «Московские картинки» -так в старину еще называли лубочные листы, нарисованные или отпечатанные в Москве. Поэтому такое название можно объяснить и тем, что я – московский художник, живу и работаю в Москве, и уже больше 35 лет пишу московские картинки! Изображаю праздники, сказки, свадьбы, святочные колядки, фейерверки и маскарады.
На выставке есть много картин, рассказывающих именно московские истории. Например, про Сандуновские бани- про то, как они появились, про то, как там бывали Пушкин с Давыдовым, про Шаляпина, который там пел, и про санитарные поезда, которые организовали Сандуны в дни Великой Отечественной войны.
Картина «Василий Блаженный» тоже посвящена истории Москвы. На картине изображен Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, который в народе называют Храмом Василия Блаженного. По преданию, знаменитый московский юродивый Василий Блаженный собирал деньги на возведение храма. Он приносил монеты на Красную площадь, бросал через правое плечо, и никто не трогал их, пока сам юродивый перед смертью не передал всю накопившуюся сумму царю Ивану Грозному.
Также на выставке можно увидеть театральные эскизы, эскизы и сервиз «Звезды Москвы», выполненный Императорским фарфоровым заводом по моим эскизам. Темой для сервиза послужила история старинных часов, установленных на Фроловской (Спасской) башне в XVII веке, еще до кремлевских курантов. Тему фарфора продолжает шуточная картина «Дарение посуды царю, произведенной ИФЗ в наше время».
Выставочный зал очень уютный, его архитектурные особенности помогли мне удачно разместить экспозицию.
Выражаем благодарность Галерее InGallery за помощь в организации интервью.
Выставка Ольги Соколовой «Московские картинки» пройдёт во Всероссийском музее декоративного искусства с 9 октября по 8 ноября 2020 года.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2020/09/olga-sokolova-moskovskie-kartinki/