Накануне открытия Фестиваля китайской живописи Гунби в Москве Cultobzor.ru пообщался с выдающимся китайским мастером Ли Сяомином, который представит в российской столице свои произведения.
Его невероятными работами восхищаются во всём мире. Художник создал серию копий признанных шедевров династии Сун, которые выполнены с таким мастерством, что их порой ошибочно принимают за оригиналы.
Подробнее о Фестивале китайской живописи Гунби в ВМДПНИ – http://cultobzor.ru/2019/08/3-festival-kitayskoy-zhivopisi-gunbi-vmdpni/
Константин Филиппов: Традиционная китайская живопись привлекает все больше людей в разных странах мира. Россия – не исключение. Уже третий год в Москве проходит фестиваль, посвященный стилю Гунби. А что для вас живопись?
Ли Сяомин: Это то, чем я занимаюсь всю свою жизнь. Каждый день. Моменты творчества лишь небольшая часть этого процесса. Это сложная работа, крайне кропотливая и сосредоточенная, в которой не все и не всегда идет как задумано. Но, это то, что я люблю и умею делать!
Если говорить серьезно, я бы обратился к словам художника и философа V века Цзун Бина: «Живопись имеет двоякий смысл, как и сам мир, который, будучи «вещественным», увлекает в область «духовного». Мне близка идея, высказанная Ши-тао («Беседы о живописи»): Живопись как эстетический феномен осмысляется в роли «прекрасного посредника» между Абсолютом и людьми, между Истиной и обществом.
Вы работаете в технике Гунби. Расскажите об этой технике, в чем ее особенность?
Гунби в переводе с китайского означает «тщательная кисть». Основной этап написания картины – это создание контура. На основе наблюдений за объектом (например, растениями или птицами), или же набросков сделанных с натуры, или фотографий, автор делает эскиз и тщательно прорабатывает все детали контура с использованием определенных видов линий, регламентированных канонами китайской живописи.
Например, линия «лист плакучей ивы», или линия «шляпка гвоздя, хвостик крысы», или «дрожащая кисть, водяная рябь». Затем мастер переходит к нанесению цвета. Здесь, наконец, он может дать волю своему творческому началу. Цвет наносится слоями очень тонко сильно разбавленными красками.
Когда ученики спрашивают: «Сколько слоев?», мой ответ: «Столько, сколько нужно!». Потому что это может быть 15 слоев, а может быть и 100. Это познается только с опытом. Есть еще много тонкостей и секретов, но это для людей, влюбленных в китайскую живопись и готовых посвятить ей часть своей жизни.
Рассматривая ваши картины, понимаешь, что ваши любимые сюжеты – это пионы и лотосы. Почему именно эти цветы вам полюбились?
А почему вы любите ромашки и березы? (улыбается) Каждый человек любит то, что ему близко в силу исторических корней и традиций, в силу своих эмоциональных переживаний и эстетических восприятий. Кроме того, основное отличие Китайской (и вообще Восточной) живописи в том, что она глубоко проникнута символизмом.
У нас Пион не просто цветок, а символ благополучия и процветания. В старом Китае его называли цветком императора. Считалось, что его не касаются никакие другие насекомые кроме благородных пчёл. Пион величали именем шойо, что значило «самый красивый».
Что означает лотос в китайской символике?
Лотос – символ нравственно-чистого человека, стойко проходящего через грязь и соблазны, окружающие его в жизни. Подобно тому, как лотос произрастает из илистого дна к поверхности воды, раскрывая над ней свой бутон, точно так душа и ум человека, раскрывают свои качества только после выхода из мутного потока страстей и невежества и преобразуют тёмные силы глубин в лучистую чистоту просветлённого сознания.
Для создания картины нужен не только талант художника, но и материал, из которого создается шедевр. Какими красками предпочитаете работать?
Традиционная китайская живопись использует тушь и акварельные краски на основе натуральных минералов. Существует несколько компаний, разрабатывающих и производящих краски. Сталкиваясь с определенными недостатками красок в процессе своего творчества, я озаботился этим вопросом и создал свой набор красок, несколько отличающихся как по составу, так и по цветовой гамме.
Но, я бы сказал, что не так важно какие у вас краски, важно какой вы колорист – знаете и «чувствуете» ли вы цвет, умеете ли смешивать краски, чтобы добиться нужного результата. Если у вас есть, например, только желтый и синий цвет, вы имеете не только эти два цвета, но можете создать еще как минимум 10 оттенков зеленого! Считаю, что достаточно иметь 8-10 цветов для создания полноценной красивой работы.
Вы говорите, что живопись – это вся ваша жизнь. А как много времени у вас уходит на создание одной работы?
Столько же, сколько у любого художника любого другого направления живописи. Смотря что считать «временем создания» работы. Иногда от идеи до воплощения проходит один день, иногда этот процесс может растянуться на несколько месяцев. Это же не чисто механический или технический процесс.
Бывает, увидишь цветок и бабочку, сядешь и нарисуешь все и сразу. Но чаще видишь отдельные детали, потом собираешь их вместе, меняешь что-то, складываешь картинку как пазл, учитывая не только эстетику, но и символизм китайской живописи, о котором мы уже говорили.
То есть в картинах заложен некий тайный смысл?
Да, все верно. Например, картина, на которой изображены пионы и поющий петух, считается зашифрованным пожеланием почестей, славы, богатства, знатности. Два цветка лотоса на одном стебле на картине являются символом счастливой супружеской жизни. Поэтому очень важно все продумать, а затем технически грамотно изобразить, учитывая необходимость высыхания слоев краски.
Есть мнение, что во время работы художник погружается в состояние медитации?
Вы, правы, китайская живопись – это состояние, можно сказать, сродни медитации. Только медитация – это уход от внешнего мира, сосредоточенность на внутреннем мире. Процесс живописи – это изучение и наблюдательность по отношению к внешнему миру, концентрация, сосредоточенность, внимательность в процессе рисования. И трансляция всего этого в мир внешний.
Ты думаешь не о своем внутреннем, а о том, что и как ты рисуешь. О правильности, толщине и цвете линий контура. О том, как передать объем, форму, взаиморасположение объектов и их частей. О светотени и оттенках цвета. Да, это медитация, но медитация, направленная во внешний мир, медитация дела!
Как вы оцениваете технику российских художников в стиле Гунби?
У русских учеников очень большое желание и упорство в изучении китайской живописи стиля Гунби. В силу того, что они не занимались каллиграфией, им сложно освоить специфические линии контура тушью.
Но они очень стараются! Что касается передачи цвета, объема, колористики, то, здесь они иногда даже лучше китайских студентов. Я вижу прогресс и радуюсь результатам их работы.
Выражаем благодарность Константину Филиппову за помощь в организации интервью и предоставленные материалы.
Фестиваль китайской живописи Гунби.
С 18.09 до 20.10.2019 во Всероссийском музее декоративного искусства.
Адрес: Делегатская улица, дом 3.
Ближайшие станции метро «Новослободская», «Маяковская» и «Цветной бульвар».
Время работы: понедельник, среда, пятница, воскресенье – с 10.00 до 18.00, в четверг с 10.00 до 21.00, в субботу – с 12.00 до 20.00.
Стоимость билетов в музей и выставки:
Комплексные входные билеты — Экспозиция «Русский стиль. От историзма к модерну» + выставки, постоянная экспозиция: взрослые – 450 рублей, студенты и пенсионеры – 250 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.
Входные билеты на выставки, постоянная экспозиция: взрослые – 300 рублей, студенты и пенсионеры – 150 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.
Входные билеты на выставку Центра моды и дизайна: взрослые – 250 рублей, студенты и пенсионеры – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.