Промышленная группа ОМК открыла индустриальный стрит-арт-парк на территории своего завода в Чусовом Пермского края, одного из старейших предприятий Урала.
Лев Ожерельев, Cultobzor.ru взял интервью у куратора индустриального стрит-арт парка в Выксе и Чусовом, основателя бюро «Большое искусство» Ольги Погасовой и задал вопросы об открывшемся масштабном проекте.
Особенности города Чусовой — что это за город и предприятие?
Чусовой – это небольшой индустриальный город в Пермском крае, где основным градообразующим предприятием является Чусовской металлургический завод, одно из старейших промышленных предприятий Урала. Он входит в состав группы ОМК (Объединенная металлургическая компания). Более того, история города тесно связана с рекой Чусовой, которая служила важным торговым путем между Европой и Сибирью в XIX веке.
Как Вам пришла идея создать стрит-арт-парк в Выксе, а затем и в Чусовом?
Изначально был объявлен конкурс среди кураторов, организованный командой фестиваля «Восемь линий» под руководством Юлии Бычковой. Они собирали идеи проектов от искусствоведов и арт-менеджеров. Запрос заключался в создании проекта по нанесению изображений на стены Выксунского завода. Нам нужно было предложить формат, объяснить его идею и концепцию.
В рамках этого конкурса я предложила проект индустриального стрит-арт-парка — создание большого искусства на промышленной площадке. Идея заключалась в том, чтобы лучшие современные художники, которым близка индустриальная тематика, работают с местной идентичностью, историей завода и передают это все в настоящих произведениях современного искусства. И в такой коллаборации рождается проект современного партисипаторного паблик-арта.
Он им понравился, и моя заявка победила. С тех пор я веду его в Выксе и теперь транслирую этот опыт в Чусовом.
Как ОМК поддержала идею?
ОМК инициировала этот проект, я подхватила их идею и придала ей форму, исходя из своего кураторского опыта. Однако посыл, в основном, исходил от самой компании.
Команда ОМК уже давно занимается искусством: фестиваль в Выксе, например, проводится более десяти лет и помогает развивать город, тут искусство уже начало «зажигать» территории вокруг арт-объектов (а их около сотни). Поэтому у компании накоплен значительный опыт в области социокультурных проектов.
Каких результатов на данный момент удалось достичь в Выксе?
Искусство — это что-то, что сложно переложить в цифры и определить, достигли ли мы KPI или нет. Поскольку оно существует в мире ощущений, настроений и изменений, которые могут быть заметны только со временем. По моим наблюдениям, людям нравится работать в местах, где присутствует искусство. Они ценят заботу со стороны работодателя и вдохновляющую среду. Еще я часто замечаю, что вокруг произведений искусства всегда происходят качественные изменения: обновляется асфальт, заменяются старые мусорки и т. д.
А в Выксе индустриальный стрит-арт-парк еще и помог привлечь в город туристов, которым интересно современное искусство и промышленность. Поскольку тут есть и то, и другое. Как я уже отмечала, благодаря “Выкса-фестивалю” город стали воспринимать, как один из центров современного искусства и промышленного туризма. Поэтому логично, что на предприятии запустили отдельный турмаршрут и показывают гостям работы Эрика Булатова, Миши Most, Алексея Луки и новый мурал, в уникальной коллаборации художников Владимира Абих и Артема Стефанова.
Что удалось перенести из опыта Выксы, а что пришлось делать иначе?
В первую очередь мне очень помог мой опыт работы с металлургическими предприятиями. Для того чтобы создавать произведения искусства на таких территориях, необходимо понимать, с чем они работают, какие технологии используют и какие у них особенности.
Мой опыт с Выксой значительно облегчил этот путь, так как металлургия стала для меня уже чем-то родным и понятным. Во-вторых, методология работы с художниками предполагает, что сначала мы исследуем и генерируем идеи, а только потом приступаем к созданию эскизов. Я считаю, что только в таком порядке можно придумать и создать стоящее произведение.
В-третьих, это опыт общения с металлургами. На протяжении многих лет я встречаюсь и обсуждаю наши проекты с ними. Со многими у меня сложились дружеские отношения. Понимание аудитории, для которой мы создаем искусство, – кто эти люди, чего они ожидают, что их радует, а что раздражает и расстраивает – также очень важно учитывать.
Как проходил отбор художников? Был ли опен-колл или вы приглашали конкретных авторов?
Я приглашала художников самостоятельно, исходя из наших задач, которые нужно решить. Работа с муралами на промышленных предприятиях предполагает определенный формат искусства и плюс способность художника работать с такими плоскостями. К опен-коллам я отношусь с аккуратностью, поскольку их организация занимает много времени, а результат не всегда предсказуем.
С какими трудностями вы столкнулись во время реализации проекта?
Самая большая трудность во всех проектах — это непредсказуемая погода. И даже, когда мы ежесекундно сверяемся с прогнозом, бывают совершенно невероятные повороты, не зависящие от нас, например, снегопад в мае, как в этот раз. Спасибо ребятам-художникам из ZUKCLUB, которые занимались нанесением наших эскизов на здания, и героически перенесли все природные невзгоды.
Какие были забавные, особо запоминающиеся моменты?
Самыми запоминающимися были поездки в город Чусовой. Первый визит был особенно вдохновляющим: мы познакомились с командой и сотрудниками завода. После этой встречи проект пошел совсем по-другому, гораздо веселее и быстрее.
Вторая поездка была связана с проведением мастер-класса, на котором мы разрабатывали совместно мурал для ферросплавного цеха. Мы вместе с сотрудниками цеха придумывали эскиз, и это был прекрасный акт совместного творчества. Было замечательно, что в этом участвовали люди, которые ранее не были связаны с искусством.
Что для вас стрит-арт?
Недавно я вспомнила эпизод из своей биографии: когда мне было 14 или 15 лет, я увидела где-то изображение расписанной стены. Это настолько меня впечатлило, что в течение нескольких недель я срисовывала его, дальше пыталась создать что-то своё. Самое забавное, что у меня до сих пор хранятся эти рисунки.
В будущем я занималась современным искусством, которое почти не пересекалось с уличным, но со временем поняла, что всегда его любила. Этот факт до сих пор поражает меня. Повороты судьбы действительно неожиданны и прекрасны.
Уличное искусство кажется мне удивительным способом донести важные идеи до большого количества людей. В этом его красота и основная ценность для меня.
Есть ли у вас личное предпочтение к одному из объектов? Какие объекты вам особенно нравятся и почему?
Каждый объект — это мой «ребенок». Мы проводим много времени, работая над ним, и доводим до состояния, когда нет сомнений в его прекрасности. Более того все они совершенно разные, каждый из них выполняет определенную задачу. Поэтому у меня нет предпочтений, поскольку каждый мне важен и дорог.
От лица Cultobzor.ru поздравляю Вас с открытием такого большого проекта и желаю осуществления всех творческих планов – до новых встреч на ярких событиях!
С Ольгой Погасовой беседовал Лев Ожерельев, Cultobzor.ru