Михаил Левин. Важна страстная потребность заниматься творчеством!

Университет креативных индустрий Universal University представил на территории Центра дизайна Artplay выставку работ студентов и выпускников — Degree Show. Выставка расположилась в двух корпусах комплекса и пройдёт до 21 июля 2024 года. На ней представлены анимация, видеоарт, инсталляция, иллюстрация, фотография, графика, живопись, макеты архитектурных проектов и дизайн-объекты, текстильные макеты.

Cultobzor.ru встретился с Михаилом Левиным, директором программ высшего образования в университете креативных индустрий Universal University и задал вопросы по всему спектру процесса обучения в университете.

Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2024/06/degree-show-artplay-universal-university/

Михаил Левин, директор программ высшего образования в университете креативных индустрий Universal University. Фото: Руслан Хафизов. Предоставлено: Universal University.
Михаил Левин, директор программ высшего образования в университете креативных индустрий Universal University. Фото: Руслан Хафизов. Предоставлено: Universal University.

Согласны ли Вы, что современное искусство, и прежде всего, дизайн наиболее быстро реагируют на все изменения в обществе?

Я соглашусь с тем, что творческие люди обладают способностью прочувствовать нерв времени, и зачастую они предвосхищают какие-то события. Сначала какая-то идея или проблематика оказываются в сфере творчества, а потом мы видим, как они появляются в реальной жизни.

Но, искусство — понятие очень широкое, в него можно много что записать… Если говорить конкретно про наш университет, у нас есть целый ряд направлений обучения – графический дизайн, дизайн интерьера и архитектуры, дизайн одежды и текстиля, иллюстрация и другие.

И если современное искусство, современный художник скорее ставит какой-то вопрос, то перед дизайнером стоит задача не просто выявить проблематику, а найти ответ на неё в функциональной и практичной вещи или реальном проекте.

Творчество дизайнера может быть связано с экологией, с технологическими новшествами, с социальными изменениями. Он решает какие-то важные вопросы, которые мы так или иначе предчувствуем – но его результат становится частью того, чем мы ежедневно пользуемся: что мы надеваем, где мы живём, что является частью нашего досуга. И через всё это он влияет на наше видение мира, менталитет, ощущения от среды, в которой мы обитаем.

И это не только искусство и культура, это значительно шире — это влияет на социум, на экономику. Творческие профессии сейчас становятся все более и более важным аспектом экономического развития. Креативный подход, творческое мышление важны не только в сфере культуры, но и, в первую очередь, для бизнеса.

Мы обрисовали круг проблем, которые должен решать современный дизайнер. Можно ли этому научить, и как этому обучают в вашем университете, что надо при этом учитывать преподавателю?

Мне, в принципе, не очень близка формировка «научить», то есть дать какой-то инструментарий, предложить какие-то пути развития, дать общее понимание и сказать: надо делать так, вот правильное и единственное решение. Я уверен, что это точно не применимо к нашей области профессиональной деятельности. Здесь подход наставничества или «мастер – ученика» остался скорее в прошлом.

Мы за горизонтальные связи, мы за то, чтобы преподаватель в основе процесса обучения предлагал выбор студенту – который через пробы и эксперименты, через критическое мышление и анализ приходил бы к осознанному и собственному решению, куда ему идти и как делать.

Если говорить о преподавателях, очень важно, чтобы они были не только теоретиками, но и практиками. И через свой личный опыт, свои знания, были максимально актуализированы. Важно, чтобы человек постоянно чувствовал через своё творчество как меняется мир, как меняется профессиональная сфера индустрии и как он это может преломлять к реальностям времени, к предчувствию будущего и к тому, как меняется новое поколение, молодых творческих людей, которые хотят прийти в эту сферу.

Это должен быть очень подвижный механизм, который как можно меньше был бы подвержен какой-то регуляторике, каким-то стандартам, который постоянно бы адаптировался под то, как меняется время и меняется окружающая реальность.

Мы говорим с Вами на выставке Degree Show, которая является отчетной по итогам текущего учебного года – витрина достижений университета за 2024 год.

Эта выставка – ключевой и очень важный элемент учебного процесса, потому что то, как ты себя представляешь внешнему миру – очень важный аспект в любой творческой деятельности. Для нас это возможность показать, чем мы занимаемся внутри и рассказать об аспектах педагогической деятельности, а для студентов – возможность показать к чему они шли, с какими результатами они заканчивают университет – большинство работ на выставке являются дипломными проектами.

Это, с одной стороны, финальный шаг, с точки зрения их обучения, с другой стороны — это тот начальный шаг, где они заявляют о себе. Это своего рода визитная карточка, где они могут рассказать о себе, о своей творческой идентичности. А для нас, как для преподавателей, это и есть одна из ключевых задач – помочь студенту нащупать и выявить свою самость, какой инструментарий, какая форма, какой тип высказывания органичен каждому из обучающихся.

Какие они дипломники 2024 года? Удовлетворены ли Вы их результатами?

Мы часто употребляем термин «diversity» – разнообразие. Для нас очень важно, чтобы каждый из наших студентов находил свою уникальность и самость. И, мне кажется, выставка как раз и показывает это разнообразие и стремление к созидательности.

Меня очень радует то, что мы не видим здесь стандартизации, некого шаблона или желания просто следовать ожиданиям внешнего мира, здесь нет зависимости от внешних факторов или условных требований. Многие проявляют смелость с точки зрения того, как они работают в своей профессиональной области, есть некая дерзость и бесстрашие быть вне рамок, вне границ.

Многим удается выйти за границы стандартного восприятия – что вот ты иллюстратор, иди рисуй только книжки. Или если ты занимаешься интерьером, значит, надо что-то такое красивое обустроить и дальше в своём росте не идти. Выставка показывает, что у нас есть молодое поколение очень смелых, творческих людей, которые будут дальше активно развиваться и проявлять себя как уникальные творческие единицы.

Мы говорим в июле, разгар приемной кампании. Кого ждет университет, что мы подскажем молодым людям, выбирающим свой путь в жизни?

Нам очень важно, чтобы у наших новобранцев был максимально широкий кругозор, чтобы они интересовались разнообразным спектром культурных аспектов, чтобы у них была насмотренность, чтобы они ходили по выставкам, много читали, посещали театры. Вот это насыщение себя таким содержательным контекстом плюс критический взгляд на то, что происходит – это очень важно, чтобы не поддаваться сторонним мнением, а сформировать свое собственное восприятие.

Мы искренне приветствуем желание быть максимально открытым к всевозможным поискам, экспериментам и инновациям. Одним из самых ценимых нами качеств будущих студентов – не иметь узкозаточенного взгляда, что вот я буду делать только вот это, ничего другое меня не интересует. На начальных этапах очень важно пробовать максимально широкий спектр творческих задач для того, чтобы расширить свой опыт, развить в себе междисциплинарность, нащупать что-то уникальное в последующей профессиональной траектории.

Здесь самое важное гореть своим делом и понимать, что они не могут этим не заниматься! Когда они понимают, что они приходят к нам не потому, что им сказали, что в сфере дизайна хорошая зарплата или потому, что это тусовочное или модное направление. Или какой-то дядя сказал, что это клёво или что здесь будет легче и проще. А потому что для них это действительно естественная и страстная потребность заниматься творчеством. Вот тогда он точно к нам, и мы ждём таких молодых людей с горящими глазами!

Выражаем благодарность пресс-службе Universal University за помощь в подготовке интервью.

2 комментария

  1. Людмила
    stashkevka@gmail.com
    194.33.45.46
    Извините, пустяк, но все-таки. В тексте маленькая ошибка. Не “что мы одеваем”, а ” Что мы надеваем”

    • Людмила – спасибо! Да, известная ошибка, мы так привыкли уже к “одеваем”, что кажется, пора менять нормы русского языка. Но, пока их не поменяли – с благодарностью за Ваше внимание исправили! Еще раз спасибо!
      Кирилл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *