В Государственном Дарвиновском музее до 1 сентября 2024 года проходит выставка с символичным названием – «Из жизни мотыльков». Cultobzor.ru встретился с автором проекта Еленой Дунской и попросил рассказать о выставке, о тех идеях, которые заложены в её концепции и представлены в созданной экспозиции.
Подробнее о выставке – http://cultobzor.ru/2024/06/iz-zhizni-motylkov-darvinovskii-muzei/
Выставка называется «Из жизни мотыльков». Обычно мотыльки воспринимаются, как что-то лёгкое, порхающее… Но, как я понимаю, сама концепция выставки гораздо серьёзнее.
Она вообще иная. Отправной точкой проекта стало то, что с античных времен душа и мотылек (бабочка) в древнегреческом языке обозначались одним словом – “Психе”.
Смысл этой двухкомпонентной, так сказать, метафоры античности понятен.
Жизнь мотылька коротка с точки зрения человеческого бытия.
Человеческая жизнь с точки зрения Вечности так же эфемерна.
Есть еще один нюанс в названии проекта: новая эпоха, начавшаяся с 2020-го года превратила нас, людей, в мотыльков.
До недавнего времени мы жили, считая себя хозяевами собственной судьбы, нам казалось, что мы управляем своей жизнью. И вдруг оказались в состоянии безвременья, когда всё чаще стали рушиться наши замыслы и планы.
Апокалиптический библейский сценарий воплощается в реальности. Мир человеческий тотально наполнился всеобщей ненавистью. Мы фактически балансируем на пути к бездне и ощущение собственного бессилия повлиять на ситуацию еще более угнетает.
Ружьё, что висит на стене в первом акте, в третьем, по словам Антона Чехова, непременно должно выстрелить. Только теперь у ружья есть ядерная боеголовка.
Но на самом деле мы не бессильны. И способность творить, дарованная нашим душам, рождает надежду на изменение судьбы мира.
Вы говорили, что был долгий выбор пространства для выставки, и многие не подошли. И была выбрана удивительная башня Дарвиновского музея для построения вашей экспозиции
Да, именно это пространство, хотя и очень сложное, оказалось именно тем, что я искала. Неуклонный подъем вверх в башне Музея напомнил мне спиральные подъемы древних храмов. А ведь спираль — это символ созидательной силы, движение к своей собственной душе.
И мне очень хотелось, чтобы посетители выставки это почувствовали.
Настоящий художник всегда предугадывает грядущее или чувствует дыхание перемен гораздо раньше, чем все остальные, и выражает это в своём творчестве. И, может быть, в силу этого идея проекта была органично воспринята совершенно разными художниками, участвующими в выставке?
Скорее всего, это именно так. Я давала будущим участникам прочитать свою концепцию проекта, и она нашла в них душевный отклик.
Понимаете, перед вами не просто выставка, где выполнена задача найти авторов, повесить картины, выстроить по цвету или по цеху — это как раз проще всего сделать.
Мне удалось собрать в проекте художников, принадлежащих к разным творческим направлениям. Но все они – и академики и те, у которых этот этап еще впереди – потрясающе талантливы.
Я изначально понимала, что делаю. И в моем замысле интуитивно выстраивала концепцию выставки, как симфоническую партитуру: от увертюры (адажио) к кульминации (аллегро) и затем к коде (модерато).
И отбор участников – не по именам, а по работам – и был созданием этой партитуры
Я долго думала, как мне закончить экспозицию. И я поняла, что заканчивать всё равно надо на светлой ноте.
И вот мы сейчас разговариваем на самом верху башни, в пространстве этой светлой коды, которая представляет собой райский сад. И сейчас, здесь, когда экспозиция создана и выставка открыта, висят работы, рядом с которыми мне самой удивительно хорошо.
И очень важна та большая бабочка, что лежит на полу на пути к райскому саду.
Это не отсылка к Брэдбери, где люди, совершившие прыжок в далекое прошлое, раздавив бабочку, разрушили свой мир. Я вернула притче её первоначальный позитивный смысл.
Ведь в нашей экспозиции, как и в реальности, мы движемся от прошлого к будущему.
По моему замыслу зрители в нашем сложном «сегодня», прошагав по этой бабочке, получают шанс изменить реальность. И посылая свои молитвы-помыслы во Вселенную, все мы можем помочь миру очнуться и вернуться к нормальной жизни.
Во всяком случае, почему бы не попробовать…
Но в одном я точно уверена: эта выставка понравится тем, кому посчастливится на ней побывать. А это уже прекрасно.