Воскресенье , 29 сентября 2024

Татьяна Данильянц о своей выставке «Дары Венеции – Сергею Параджанову» в Фонде Андрея Чеглакова.

19.06.2024.

Подходит к своему завершению красочный и уникальный в своём развитии выставочный проект Татьяны Данильянц в Фонде Андрея Чеглакова. Интернет-портал Cultobzor.ru попросил автора рассказать из каких частей он сложился, какие смыслы заложены в нём, какие яркие открытия и незабываемые встречи он подарил.

А еще мы приглашаем на два события в рамках проведения выставки: 20 июня, в четверг в 18:30 начнется авторская экскурсия Татьяны Данильянц по выставке.

23 июня, в воскресенье пройдёт финисаж выставки. Начиная с 12:00 и до позднего вечера – авторские экскурсии по выставке, показы фильмов Татьяны Данильянц, музыкальный театр с участием Алисы Тен и Руста Позюмского. Смотрите расписание мероприятий на странице в ВК Фонда Андрея Чеглакова – https://vk.com/cheglakov_art_space

Татьяна Данильянц. Фото: Cultobzor.ru (Кирилл Зимогорский).
Татьяна Данильянц. Фото: Cultobzor.ru (Кирилл Зимогорский).

На экспозиции в Фонде Андрея Чеглакова, которая работает последнюю неделю, а финисаж пройдёт 23 июня, соединились два моих больших выставочных проекта.

Первый называется «Дары Венеции – Сергею Параджанову». И это проект, который был создан в 2013-2014 годах, к 90-летию со дня рождения Сергея Параджанова. Первая площадка, на которой он был показан – Музей современного искусства в Ереване.

После этого – в Музее архитектуры им. Щусева в Москве. Это был успешный проект, в Москве его посетило около пяти тысяч человек. Потом меня пригласили в Екатеринбург с проектом в Музей Изобразительных искусств. Замечательный музей!

Потом выставка «Дары Венеции – Сергею Параджанову» была показана в Историческом музее в Тбилиси, в галерее «Карвасла» (Караван-сарай). Открывал выставку младший друг Параджанова, замечательный фотограф и общественный деятель Юрий Мечитов, который стал и моим другом тоже.

И последняя точка этого путешествия, этого тура – галерея «Venice in A Bottle» в Венеции, на виа Гарибальди. Мой фильм «Вспоминая Параджанова. Венецианские беседы» и «Цвет граната» самого Параджанова мы показали в Центре арменоведческих исследований, тоже в Венеции.

Представлял этот показ директор Дома кино в Венеции, киновед Роберто Эллеро, большой знаток Параджанова. Вообще, это особая, очень интересная тема – как армяне связаны с Венецией, почему они связаны с Венецией, что вокруг этого существует. Но это большой разговор, который не уместится в краткую беседу. Путешествие выставки происходило в 2014-2016 гг.

Возвращаясь к тому, что происходит с ним сейчас. Итак, проект «Дары Венеции Сергею Параджанову», представленный в Фонде Чеглакова, состоит из трёх частей:

Первая – это воображаемый дом для Параджанова. Это художественная фотография, в которую инкорпорирована мелкая пластика из венецианского стекла. Это и мурины (современные, которые мы сделали специально для выставки, и антикварные) и сделанные нами фигурки, как из литого стекла, так и из дутого (как, например, луна в работе «Зонтик для Параджанова»).

Вокруг этого проекта существует очень много странных и неочевидных связей, таинственных. Например, какая-то энергия вела меня по Венеции. Я разыскивала воображаемый дом для Параджанова или, например, дерево для Параджанова. Потом выяснялось, что Сергей Параджанов, когда приехал в Венецию в 1988 году, был связан именно с этими местами, которые я интуитивно открыла в рамках своего поиска.

Вторая часть этого проекта – фильм «Вспоминая Параджанова. Венецианские беседы», в котором приняли участие два венецианских армянина, историк Байкар Севалзян (тогда он был главой общества Италия-Армения) и Левон Зекиян, богослов, арменовед, профессор университета Ка-Фоскари. Сегодня он архиепископ Константинопольский, представляет орден Мхитаристов в Стамбуле.

И вот эти два человека рассказывают о своих встречах с Параджановым, причём это очень разные по духу встречи, потому что, скажем, Левон Зекиян встречал Параджанова на острове Святого Лазаря, и для него это были долгие отношения длиной в жизнь.

А для Байкара Севалзяна это была совершенно случайная встреча. На острове Лидо он увидел Параджанова, подошёл к нему и этот многочасовой разговор стал событием для Байкара, которое он вспоминает 16 лет спустя, как если бы оно произошло сегодня. Параджанов для многих людей был абсолютным воплощением праздника. Вопреки всему: жутким отсидкам в тюрьмах, испытаниям… Это был человек, который нёс полноту жизни. Витальности.

Есть ещё третий вектор этой выставки, это коллажи-витражи, которые представлены на втором этаже выставочного зала Фонда Андрея Чеглакова. Они состоят из особым образом собранных исторических тканей старейшего текстильного дома Венеции Bevilacqua и сделанных нами в стеклодувнях Мурано структур из дутого стекла.

Я еще называю их «венецианские окна». Эти структуры сделаны по моим эскизам бригадой муранских мастеров по стеклу. Сложные очень вещи. Смешно то, что, когда мне делали смету, мастера посчитали только один производственный день. Это очень дорогое производство. Оно стоит приблизительно столько, сколько стоит съемочный день сложного документального фильма. Так вот, они посчитали один день, а потом выяснилось, что производство настолько сложно, что хорошо бы в три дня уложиться.

И стеклодувы смотрели потом на меня с уважением. Они не думали, что такие абстрактные картины из стекла окажутся сложными в исполнении. Коллажи-витражи (еще я называю их «флаги для Параджанова») — это «Остров Святого Лазаря», «Воздух Венеции», «Сан-Марко», «Вода Венеции» и, собственно, «Venezia». Эти исторические ткани Bevilacqua очень необычные: толстые, плотные, многослойные.

И их названия, и их паттерны, и цвета – напрямую связаны с венецианской историей и ее символами. Вот, например, ткань, которая называется «Торчелло».  С острова Торчелло начинается Венеция. Поэтому я включила ее в коллаж-витраж «Venezia». Или роскошная, многослойная ткань, которая называется «гранат». Я использую ее в коллаже-витраже «Остров Святого Лазаря», как символ армянства.

В блистательной экспозиции в фонде Чеглакова, созданной куратором Майей Авеличевой и архитектором Алексеем Подкидышевым, к выставочному проекту «Дары Венеции – Сергею Параджанову» присоединилась еще одна составляющая, коллажи самого Параджанова.

И таинственным образом, эти коллажи из частного собрания тематически тоже связаны с Венецией. В одном Параджанов использует репродукцию Карло Кривелли, венецианского мастера. Другой, совершенно карнавальный, отлично рифмуется с моей ключевой работой «Вспоминая Ашик-Кериб», ведь именно с этим фильмом Сергей Параджанов был приглашен на кинофестиваль в Венецию. И все эти коллажи сделаны им до приезда в этот город в 1988 году.

Экспозиция в Фонде Чеглакова обогащена еще одним проектом, моей трилогией «Venezia!». В неё вошли выставки и серии «Венеция. На плаву», «Венеция. Фейерверки», «Венеция. Ночь».

«Венеция. На плаву» — это особого рода художественная фотография, которую, самым парадоксальным образом, никто не принимает за фотографию… Проект делался из особого состояние счастья, изобилия. Три года, с 2005 по 2007 год я снимала его на фотопленку.  В фокусе моего внимания – венецианские лодки. Известный искусствовед, куратор и арт-аналитик Виталий Пацюков посвятил этой выставке свою статью «Визуальная мифология Татьяны Данильянц», фрагменты которой мы цитируем на выставке.

Второй проект – «Венеция. Фейерверки». Я называю эти работы, а их представлено на выставке одиннадцать, фото-графикой. Я создавала его в особую для венецианцев ночь, ночь летнего праздника Реденторе.

И третье, совсем новое и любимое детище, «Венеция. Ночь».

«Венеция. Ночь» – о близости людей.  В принципе, все эти проекты – о близости, о связях, о тепле. Ведь связи, связанность – это то, что делает нас людьми, делает нас живыми. И Венеция, уверена, об этом. В 2021-м году в Армении был большой фестиваль «Стармус», «музыка плюс космос». Я много там общалась с астронавтами.

И все они рассказывали об особом чувстве нежности, когда видишь с огромного расстояния нашу Землю совсем маленькой, окутанной сиянием океанов… об особенном чувстве единения и близости с ней. И мне эта идея близости и единения кажется невероятно важной. Она мне очень близка.

Вот сейчас я работаю над фильмом о поэте Заболоцком, заканчиваю его. И поэзия Заболоцкого, и его идеи, напрямую связаны с космизмом. Космизм, конечно, как учение, имеет много разных векторов. Но мне очень нравится один из его основных тезисов о том, что все едино, все связано. И мне этот взгляд на Землю, как на колыбель тепла, кажется вдохновляющим.

И хотя современное искусство, кино, театр, танец часто оперируют образами, ставящими под сомнение эти живые, теплые и осмысленные связи, уверена, витальность – вне времени и всегда актуальна. Уверена, что сам Сергей Параджанов рос не только из абсолютной свободы, но и из тепла, жара этих связей. Из любви. И для меня это – главное.

Татьяна Данильянц

Татьяна Данильянц. Дары Венеции – Сергею Параджанову.

С 22.05 до 23.06.2024 в ВЗ Фонде Андрея Чеглакова.

http://cultobzor.ru/2024/05/tatyana-danilyants-dary-venetsii-sergeyu-paradzhanovu/

Смотреть еще

Фонд Андрея Чеглакова выставка Александр Панкин от архитектуры к живописи Тайная лаборатория художника

Александр Панкин: от архитектуры к живописи. Тайная лаборатория художника.

С 29.11.2023 до 25.02.2024 в ВЗ Фонде Андрея Чеглакова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *