Борис Иогансон. Из сада возвращение.

До 19.03.2017 в Музее-заповеднике «Абрамцево».

Выставка с метафорическим названием «Из сада возвращения…» посвящена творчеству Бориса Владимировича Иогансона.

Представлены произведения художника из собраний Государственной Третьяковской галереи (ГТГ), Музея-заповедника «Абрамцево», семейных собраний Бориса Игоревича Иогансона и Элеоноры Викторовны Пастон.

Б.В. Иогансон — признанный классик советской живописи, адепт социалистического реализма. В современной оценке творчества художников этого метода возобладали идеологические мотивы, живописное же мастерство оказалось для теоретиков мало привлекательным. Устроители абрамцевской выставки намерены изменить оценочный вектор.

Метафорическое название выставки отсылает к камерной живописи художника и реальному саду.

Борис Иогансон был одним из первых жителей Посёлка художников в Абрамцеве, с 1934 года жил в посёлке на даче-мастерской «окнами в сад», писал портреты близких людей, солнечные звучные и зимние «стылые» пейзажи, натюрморты, автопортреты.

Эти картинные этюды художника и стали, по сути, материалом выставки. Работы малоизвестные. Исключение составляют произведения из собрания ГТГ: «Салют» 1945 года и «Портрет заслуженной артистки РСФСР Государственного Московского Малого театра Д. В. Зеркаловой» 1947 года.

Картины репродуцированы, о них писал Н. Томский еще во вступительной статье к каталогу юбилейной выставки Иогансона 1969 года. Все другие произведения (их около сорока) зритель увидит впервые.

Как работал художник один и тот же мотив, как искал цветовые отношения, как изучал пластику моделей и силу напряжения света, — всё в живописном разделе выставки.

«…Все тёмные тона сравнивай с тёмными, вытаскивай их различие с близкими тенями, света со светами, аккорды с аккордами, вытащить музыку живописи, получится звонко, точно, живо, правдиво и красиво» (Б.В. Иогансон. Молодым художникам о живописи).

Не менее интересны рисунки и наброски. Здесь снова мы вступаем в область, зрителю неизвестную. Борис Иогансон — прекрасный рисовальщик. Он удивительно чувствовал острохарактерное.

Опять же и в рисунке для него не интересна статичная форма. Художнику нужна динамика, контрапункт сложного движения, контраст света и тени. Поразительны портреты матери Ольги Константиновны Радленской. Особая статья — автопортреты Иогансона.

Представлены на выставке и вещественные знаки путешествий художника, его реквизит. Вещи порой красноречивее говорят о людях, чем люди о себе. Иогансон был влюблён в жизнь. Странным образом черта приязненного отношения к миру отпечаталась в вещах художника. Устроители выставки попытались продемонстрировать это в «музейном натюрморте».

Сильное поле живописи Иогансона уравновешивается тональной изысканностью и созерцательностью. Это выставка для подлинных любителей живописи, для историков, изучающих прошлое своей страны не по доктринам.

 

 

Информация (на 03.02.2017):

Музей-заповедник «Абрамцево» — Флигель «Поленовская дача».

Подробнее о порядке работы, как доехать из Москвы и стоимости билетов на сайте музея:

http://www.abramtsevo.net/index.php

 

 

Смотреть еще

Выставка Галина Ямбаршева и Сергей Сиганьков Форма и цвет Отдел художественных ремёсел Музея-заповедника Абрамцево

Галина Ямбаршева и Сергей Сиганьков. Форма и цвет.

С 03.11 до 03.12.2023 в Музее-заповеднике «Абрамцево» — Отдел художественных ремёсел в г. Хотьково.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *