Письма русского путешественника.

С 18.04 до 19.06.2023 в Музее-заповеднике «Зарайский Кремль».

В Музее-заповеднике «Зарайский Кремль» открылась выставка «Письма русского путешественника». Путешествия были неотъемлемой частью человеческой жизни с самых давних времен. Археология дает нам богатый материал о странствиях древнейших людей.

Путешествовали Гильгамеш и Одиссей, библейские пророки и герои скандинавских саг, Плано Карпини и Марко Поло, «ходил» за три моря тверской купец Афанасий Никитин. Путешественники открывали новые страны и континенты, а рассказы об их странствиях будоражили умы современников и вдохновляли поэтов и художников.

С конца XVIII в. в европейской культуре тема путешествий наполнилась новыми смыслами. Цели были разные – от культурных и образовательных до стремления поправить здоровье. География также расширялась вслед техническому прогрессу. Литература того времени все чаще говорит о важности новых впечатлений, а библиотеки пополняются записками путешественников, сочетающими документальные и беллетристические черты, близкие мемуарам, дневникам и переписке.

В России одним из самых известных примеров таких записок стали «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, который наряду с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, был одним из неформальных лидеров и вдохновителей просвещенной дворянской молодежи «золотого века» русской культуры. Источником для «Писем» послужили поездки будущего историографа по Западной Европе в 1789-1790 гг.

Выставка посвящена этому культурному феномену – путешествиям в XIX – начале XX вв. – и представляет предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, редкие издания и фотографии, привезенные из разных стран Европы, Ближнего и Дальнего Востока владельцами дворянских усадеб Зарайского уезда и отражающие их интересы, вкусы и подверженность веяниям моды.

Значительная часть вошедших в состав выставки предметов происходит из усадьбы Сенницы, принадлежавшей близкому другу Н.М. Карамзина графу Мих. Ю. Виельгорскому, путешествия которого по Европе оказали огромное влияние на русскую культуру. Семья Виельгорских вела активную зарубежную переписку с большим числом знакомых и друзей. Например, графиня Л.К. Виельгорская в одном из писем Н.В. Гоголю упоминает доктора Гугирта, портрет которого, датируемый 1844 г., экспонируется на выставке.

Потребность в такой деловой и личной эпистолярии делала неотъемлемой частью багажа походные бюро или секретеры. Два таких дорожных кабинета представлены на выставке. Первый из них выполнен итальянскими мастерами в XVII в., а второй – украшенный цветочным орнаментом и инкрустированный перламутром – был создан в это же время в Османской империи.

Египетские походы Наполеона Бонапарта пробудили у европейцев интерес к культуре Востока. Оружие, предметы быта и даже одежда – все привезенные из поездок предметы воплощали в себе экзотику дальних стран. Об активном увлечении восточной культурой свидетельствуют усадебные коллекции японского и китайского искусства.

Яркие тому примеры – уникальный с этнографической точки зрения экспонат – занавеска с вшитыми в нее японскими гравюрами на пергаменте, и созданная в XIX веке в Китае курильница, украшавшие когда-то интерьер усадьбы Сенницы при последних ее владелицах – семье графов Келлер.

Благодаря развитию техники на рубеже XIX – ХХ вв. на смену альбомам с путевыми зарисовками приходит фотография. На выставке представлены дорожный фотоаппарат и ранее не экспонировавшиеся отпечатки с оцифрованных негативов конца XIX – начала XX вв. Снимки были выполнены графом А.Ф. Келлером во время путешествий по России, странам Европы, а также на Дальнем Востоке и в Маньчжурии в период Русско-Японской войны.

Путешествия, которые, по словам Н.М. Карамзина, предпринимались «единственно для того, чтобы собрать некоторые приятные впечатления и обогатить свое воображение новыми идеями», существенно влияли на моду и расширяли кругозор. Литературный жанр записок во время или после путешествий давал возможность осуществить ментальный перенос в другие страны и зачастую – утвердиться в идее о красоте русской природы и русских городов.

Поэтому поездкам по России посвящен первый, вводный раздел выставки. Ее открывают открытые письма начала XX в. с видами Зарайска и швейцарского города Вевея, ведь, как известно, Ф.М. Достоевский писал: «Бронницы или Зарайск! – вот Вам Вевей. Но Зарайск, разумеется, и богаче и лучше. Тут только один из самых первых в Европе ландшафтов и больше ничего…»

 

Джованни Джордано Ланца «Вид неаполитанского залива и Везувий» Середина XIX века. Предоставлено: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль».
Джованни Джордано Ланца «Вид неаполитанского залива и Везувий» Середина XIX века. Предоставлено: Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль».

 

Информация (на 03.05.2023):

Музей-заповедник «Зарайский Кремль» — Присутственные места.

Адрес: Московская область, город Зарайск, улица Музейная, дом 1а.

Время работы: среда – воскресенье с 10:00 до 18:00, в летний период (май-сентябрь) в субботу музей работает до 20:00. Понедельник, вторник и последняя пятница месяца – выходные дни.

Стоимость билетов на эту выставку – 50 рублей, льготные категории – 30 рублей.

Подробнее о порядке посещения музея и его филиалов и стоимости билетов:

https://museumzaraysk.ru

Телефоны: +7 (49666) 730–70 (секретариат), +7 (49666) 730–72 (заказ экскурсий).

 

Смотреть еще

Александр Фокин. Стекло. Российская Академия Художеств.

Александр Фокин. Стекло.

С 07.05 до 16.06.2024 в Российской Академии Художеств.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *