Суббота , Ноябрь 18 2017

Владимир Щуко (1878–1939).

Иван Куликов «Портрет Владимира Щуко» 1902
Иван Куликов «Портрет Владимира Щуко» 1902

Получив диплом архитектора‑художника в мастерской Леонтия Бенуа Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, Владимир Щуко работал в разных стилях, жанрах и областях.

Если ранние постройки архитектора — парковые и увеселительные сооружения — были решены в стиле модерн, а зрелые — в неоклассике (доходные дома в Петербурге, русские павильоны на международных выставках), то после революции Щуко примыкает к конструктивистскому направлению, активно дополняя простые геометрические формы и объемы крупным орнаментом и скульптурой (советская версия ар-деко).

Библиотека имени Ленина и проект Дворца Советов — самые известные работы Щуко, задачей которых становится синтезирование нового «большого стиля» Страны Советов на основе классических форм архитектуры, соцреалистической фигуративной пластики и государственной эмблематики в общественных зданиях небывалого масштаба.

 

Драматический театр им. М. Горького (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, скульптор С. Г. Корольков, 1930–1936; взорван, 1943; восстановлен, 1959–1963). Фото М. М. Чуракова, 1963
Драматический театр им. М. Горького (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, скульптор С. Г. Корольков, 1930–1936; взорван, 1943; восстановлен, 1959–1963). Фото М. М. Чуракова, 1963

 

Главной театральной постройкой Владимира Щуко, осуществленной совместно с его учеником Владимиром Гельфрейхом, остается Драматический театр в Ростове-на-Дону (1930–1935).

В этом уникальном театре-тракторе к малому залу (860 мест) ведут остекленные лестничные марши с выставочными галереями, вынесенные в отдельные объемы-«гусеницы». Открытые лестницы и пандусы для автомобилей направляют зрителей к вестибюлю главного зала (2250 мест).

Плоская поверхность фасада театра предназначалась для кинопроекций и рекламы, а фризовый горельеф изображал батальные сцены времен Гражданской войны. Театр открывался спектаклем «Мятеж» по повести Дмитрия Фурманова — тогда на сцену была выведена конница.

 

Панорама с фрагментом бокового фасада Драматического театра им. М. Горького (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, скульптор С. Г. Корольков, 1930–1936) в Ростове-на-Дону. Фото, 1930-е
Панорама с фрагментом бокового фасада Драматического театра им. М. Горького (архитекторы В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, скульптор С. Г. Корольков, 1930–1936) в Ростове-на-Дону. Фото, 1930-е

 

Проект Владимира Щуко театра для Ашхабада с закрытым и летним залами реализован не был — в его архитектурном решении оригинально сочетаются классические приемы организации пространства (арочные перекрытия, колоннады) с национальной орнаментикой и колористикой.

Формирование — пространственное и стилистическое — новой архитектуры общественных зданий сопровождалось у Щуко непрерывной работой и внутри театра — в качестве художника и декоратора.

Как архитектор В.А Щуко построил один театр, спроектировал еще три (Театр массового музыкального действа в Харькове, Театр им. МОСПС, Театр в Ашхабаде), как декоратор и художник по костюмам оформил более 40 постановок, оставив в истории архитектуры и театрального искусства новые пространственные формы и стилистические решения.

 

В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Ю. В. Щуко «Проект Государственного театра Туркменской ССР в Ашхабаде» 1934. Перспектива
В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, Ю. В. Щуко «Проект Государственного театра Туркменской ССР в Ашхабаде» 1934. Перспектива

 

 

Check Also

Лекция «Храм Святителя Николая со странноприимным домом в Бари».

Лекция «Храм Святителя Николая со странноприимным домом в Бари».

13.10.2017 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *