Воскресенье , 8 декабря 2024

Театр эпохи классицизма. Большой театр в Москве.

Из статьи Зои Золотницкой «Московские театры эпохи классицизма: Петровский, Арбатский, Большой и Малый» к каталогу выставки.

В возрождавшейся после пожара 1812 года Москве в ряду задуманных крупных градостроительных работ значились и планировка ансамбля Петровской (с 1830‑х годов Театральной) площади, который был осуществлен по проекту О. И. Бове в 1816–1830х годах.

В соответствии с традициями классицизма им было задумано и осуществлено парадное регулярное пространство, где доминировал внушительный и величественный объем Петровского (Большого) театра.

Прекрасный фон для него составляли обрамляющие пространство площади четыре одинаковых по фасадам здания с аркадами на первом этаже и портиками, смещенными к поперечной оси площади.

 

Художник Диец, литограф Ноури, печать Лемерсье, издание Дациаро «Вид на Большой театр в Москве» Первая половина XIX века
Художник Диец, литограф Ноури, печать Лемерсье, издание Дациаро «Вид на Большой театр в Москве» Первая половина XIX века

 

История проектирования самого Петровского театра осложнялась тем, что московские градоначальники не вполне доверяли создание монументального и сложного сооружения московским зодчим, желая заручиться мнениями и проектами столичных академиков архитектуры.

В итоге, как и многие крупные сооружения того времени, здание Большого театра стало результатом коллективного труда архитекторов. В 1816 году в Москве был проведен первоначальный конкурс на проект, в котором помимо известных Д. Жилярди, Ф. Кампорези, А. Бакарева, Л. Дюбуи приняли участие архитекторы Ф. Соколов, И. Матвеев, И. Жуков и В. Балашов.

Однако судьба этих проектов осталась неизвестной. В 1818 году к проектированию театра были привлечены Бове и архитектор Комиссии о строении Д. Ф. Ламони, проекты которых были посланы на рассмотрение в Петербург.

Вполне возможно, что Бове, уже определивший к тому времени масштаб новой Петровской площади, задал размеры и зданию будущего театра. В конкурсе Академии художеств побеждает проект петербургского архитектора А. А. Михайлова, очевидно знакомого с планировками Бове.

Предложение Михайлова было утверждено в марте 1821 года московским генерал-губернатором Д. В. Голицыным для исполнения и передано на доработку и осуществление Бове.

 

О. И. Бове «Проект Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез» 1821
О. И. Бове «Проект Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез» 1821

 

Как опытный строитель и тонкий мастер Бове творчески подошел к проекту Михайлова: ради соблюдения гармонии между размерами площади и здания театра архитектор меняет масштаб постройки и совершенствует ряд конструктивных решений, предлагая, в частности, несколько иную композицию интерьеров.

Доработанный проект Бове был «высочайше» утвержден в Петербурге в ноябре 1821 года. Комплекс подлинных авторских чертежей Бове дает представление о работе над проектом: архитектор, ранее не имевший опыта строительства театров, особенно тщательно продумывал архитектуру интерьеров.

Построенное здание Большого театра выглядело огромным: сооружение высотой 37 м господствовало над площадью и окружающей застройкой.

Его главный фасад был решен в крупных, выразительных и чрезвычайно лаконичных формах позднего классицизма (ампира), восьмиколонный ионический портик торжественно выделялся на фоне глухой поверхности стен, плоский квадровый руст и лента орнаментального фриза под карнизом составляли единственный декор стенной поверхности главного фасада.

 

Н. И. Чичагов «Вид на Большой Петровский театр в Москве» Гравюра Жерена. 1827
Н. И. Чичагов «Вид на Большой Петровский театр в Москве» Гравюра Жерена. 1827

 

Особенный эффект зданию театра придавала гипсовая квадрига Аполлона, помещенная на фоне глубокого темного арочного проема над фронтоном портика. В отличие от профильного расположения колесницы в проекте Михайлова, Бове поставил ее фронтально — так достигалась динамика скульптурной группы, как бы вылетающей из пространства арки.

В целом Бове удалось в строгой и торжественной архитектуре Большого театра воплотить образ «храма искусств», отвечавший эстетике классицизма. Величественность и красота новой площади, спроектированной архитектором, нашли отражение в многочисленных графических листах, созданных современниками выдающегося ансамбля.

Выстроенный Большой театр отвечал современным ему требованиям в отношении театральной техники, акустики и удобства размещения зрителей (все конструктивное и техническое устройство было выполнено под руководством известного инженера Девиса).

 

Э. Лилье «Пожар Большого Петровского театра в Москве» 1853
Э. Лилье «Пожар Большого Петровского театра в Москве» 1853

 

Здание было рассчитано на сложные сценические эффекты, а также на проведение маскарадов, во время которых пол партера поднимался до уровня авансцены. Зрительный зал, вмещавший до 3000 зрителей, хорошая видимость сцены обеспечивалась постепенным сокращением выноса ярусов и отсутствием опор балконов, укрепленных на кронштейнах.

Зрительные ложи Большого театра получили открытый характер и были отделены друг от друга только легкими колонками по «французской системе».

Первый спектакль в новом театре состоялся 6 января 1825 года. Его интерьеры вызвали восторги современников:

«Прежде всего кинулись в глаза огромность и высота зала, пленяющая вместе с тем пропорциею всех частей, а потом – богатство убранств, доказывающее изящный вкус и тонкое умение знать средину оного; наконец, легкость архитектуры лож и галерей, которые, казалось, держалися в воздухе без всяких поддержек»

По аналогии с крупнейшими театральными зданиями Европы (Большие театры в Бордо и Петербурге) новый театр в Москве получил название Большого Петровского театра и считался воплощением театральной архитектуры классицизма и одним из лучших сооружений в своем ряду.

 

А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез. Первоначальный вариант» Середина XIX века.
А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Поперечный разрез. Первоначальный вариант» Середина XIX века.

 

Грандиозный пожар 11 марта 1853 года уничтожил интерьеры здания, все театральные декорации и костюмы, машины и музыкальные инструменты. Дальнейшая история Большого театра была связана с именем главного архитектора императорских театров – Альбертом Катериновичем Кавосом.

В изданном им в 1857 году в Париже альбоме «Grand Théâtre de Moscou dit Petrovski» архитектор не только подробно описал то, что было им сделано в процессе строительства театра, но и обосновал свои размышления по поводу сложных проблем, с этим связанных.

Итак, он задался целью «по возможности расширить зал, с тем, чтобы разместить в нем больше зрителей, чем раньше, нисколько при этом не стесняя их, углубить ложи, увеличить сцену, увеличить количество входов и выходов для публики, разместить все необходимые для представлений помещения <…>, сделать более красивым главный фасад, роскошно украсить в византийском вкусе зал и строго выполнить все требования оптики и акустики».

 

Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В. Садовникова из «Альбома А. Кавоса» 1859
Иллюминация Театральной площади в честь коронации Александра II, 1856. Вид на Большой Петровский театр. Литография с рисунка В. Садовникова из «Альбома А. Кавоса» 1859

 

Практически все им задуманное архитектор выполнил. В результате заданный еще Михайловым и Бове монументальный объем театра был в основном Кавосом сохранен. Построив новые стены, он увеличил их высоту на 2 м. Общая композиция главного фасада была сохранена, в почти неизменном виде остался колонный портик, единственный подлинный свидетель прошлого облика театра.

Открытие восстановленного Большого театра состоялось 20 августа 1856 года и было приурочено к коронации Александра II. Выразительность и монументальность здания, стоящего в центре города, позволяют ему и сегодня играть важнейшую роль в архитектуре Москвы.

Сложившийся в эпоху классицизма и выверенный временем тип крупного театрального здания, ярким образцом которого является Большой театр, неоднократно влиял на проектирование подобных сооружений в нашей стране в последующие эпохи.

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *