Пятница , Апрель 27 2018

Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771)

Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771)Русский архитектор итальянского происхождения, крупнейший представитель эпохи барокко. Родился в Париже, приехал в Россию в 1716 году с отцом, архитектором Карло Растрелли, у которого учился профессии.

В 1730-х строит каменный Зимний дворец Анны Иоанновны в Петербурге, назначается придворным архитектором. Расцвет творчества Растрелли приходится на царствование Елизаветы Петровны: Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе и Петергофе отличаются размахом и великолепием.

 

Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». Продольный разрез» 1750
Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». Продольный разрез» 1750

 

Театральные постройки Растрелли типичны для своего времени: это ярусный зал с подковообразным расположением лож и глубокой сценой, обрамленной порталом.

«Комедиантский дом» на Красной площади в Москве представлял собой большое деревянное здание (на 3000 мест) на высоком каменном цоколе с простыми фасадами, опоясанное снаружи открытой галереей «для пожарного случаю». В этом театре не состоялось ни одного представления: начатый строительством в 1730 году «Комедиантский дом» погиб в пожаре в 1737-м.

 

Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». План» 1750
Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». План» 1750

 

В 1734 году Растрелли составил проект трехъярусного театра в Зимнем дворце Анны Иоанновны в Петербурге.

К 1742-му относится проект Головинского Оперного дома в Москве. Сложное уступчатое построение объема буквально выражало его внутреннюю структуру со множеством подсобных помещений, сгруппированных вокруг сценической коробки и зала — не подковообразного, а многоугольного в плане.

Проект Оперного дома в саду «Променад» (1750) в Петербурге предусматривал зал, сужавшийся по направлению к сцене для улучшения акустики.

 

Мастерская Ф. Б. Растрелли «Четвертый Зимний дворец в Петербурге. Фасады со стороны Невы, Адмиралтейства и Дворцовой площади» Середина XVIII века
Мастерская Ф. Б. Растрелли «Четвертый Зимний дворец в Петербурге. Фасады со стороны Невы, Адмиралтейства и Дворцовой площади» Середина XVIII века

 

В Зимнем дворце в 1749 году Растрелли оборудовал новый театр в «Темных сенях» — он сообщался с личными покоями Елизаветы, так что императрица могла смотреть представления, не выходя в зал.

Позднее, при строительстве нового Зимнего дворца архитектор устроил во дворце четырехъярусный театр, крупнейший в России того времени.

Дворцовые театры имелись также в Петергофе и Царском Селе, в деревянном Зимнем дворце на Невском проспекте, возведенном на время строительства каменного Зимнего дворца. К сожалению, ни один из театров Растрелли не сохранился до наших дней.

 

Обмер театра в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге («Оперный дом»). Продольный разрез, вторая половина XVIII века
Обмер театра в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге («Оперный дом»). Продольный разрез, вторая половина XVIII века

 

 

Check Also

Лекция «Главное здание страны. От Башни III Интернационала до Дворца Советов».

Лекция «Главное здание страны. От Башни III Интернационала до Дворца Советов».

28.03.2018 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *