Мир – театр. Архитектура и сценография в России.

До 09.04.2017 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Масштабный выставочный проект посвящен формированию и развитию театра в России. Экспозиция расскажет о театре, его архитектуре и пространстве, пластике и форме, архитектонике и динамике.

Впервые архитектура и строительство театральных и зрелищных сооружений будут рассмотрены параллельно с действом, происходящим внутри самих этих зданий – на сцене.

Выставочный проект продемонстрирует макеты, декорации, архитектурную графику, архивные фотографии, костюмы, планы, зарисовки фасадов, что позволит воссоздать в выставочном пространстве особенности театральной архитектуры и сценографии. Театр как целостный мир – таким представит его экспозиция.

Весь проект – выставка и подготовленный по ее случаю каталог – представит совершенно особенный взгляд на архитектуру и сценографию театра в России. Демонстрируя колоссальное количество материалов, в их числе и нереализованные проекты, и конкурсные предложения, и многие перестроенные сегодня сооружения и залы, он позволит шаг за шагом проследить этапы формирования театра в целом:

От театра барокко Растрелли (театр в Зимнем дворце) и народного театра эволюцию театральной архитектуры в России можно проследить через классицизм (императорские театры в Петербурге и Москве) и эклектику к новому стилю — модерну.

Постройки Дж. Кваренги (Эрмитажный театр) и Карло Росси (Александринский), Осипа Бове и А. Кавоса (Большой театр), выдержанные в стиле западноевропейской архитектуры, становятся доминантами культурной городской среды.

На рубеже XIX–XX веков по определению «новые» формы стиля модерн сосуществуют с неорусским стилем и различными стилизациями: восточными, барочными, ренессансными. На смену театрам эклектики приходят театры Фёдора Шехтеля (МХАТ им. А.П.Чехова) и Иллариона Иванова-Шица (ныне Ленком) – сдержанные и элегантные.

Театр авангарда в первые годы советской власти представляет из себя комбинированное явление: эксперименты конструктивистов по выявлению новых форм и функций осуществляются параллельно с исканиями неоклассиков.

Эпоха модернизма выдвигает на архитектурную авансцену новый тип зрелищного сооружения – коробку с остекленным фасадом фойе. Типовые театры строятся по всей стране, обозначая новый культурный уровень досуга граждан.

При этом во второй половине ХХ века сооружаются и театры авторской оригинальной архитектуры, ставшие памятниками собственной эпохи, к примеру, МХАТ им. М. Горького Владимира Кубасова.

Постмодернизм представляют театры конца XX века: новгородский драматический Владимира Сомова и московский детский музыкальный им. Н. Сац Александра Великанова и Владилена Красильникова.

Экспозиция, помимо следования принципу исторической эволюции, строится и на более пристальном рассмотрении отдельных важных проектов во всей их полноте.

Через весь выставочный проект прослеживается и сценографическая линия эволюции форм: театральная машинерия барокко, перспективные декорации классицизма сменяются кинетическими установками авангардистов и бытовыми сюжетами модернистов.

Особое внимание уделяется проектам архитекторов-сценографов: Пьетро Гонзага, Александра Веснина, Владимира Щуко, Георгия Гольца, Бориса Мессерера, Ильи Уткина.

Публике будут представлены эскизы театральных декораций таких знаковых художников и архитекторов, как:  Карл Росси и Джакомо Кваренги, Альберт Кавос и Осип Бове, Казимир Малевич и Федор Шехтель, Владимир Татлин и Иван Билибин, Константин Коровин и  Александр Тышлер, Борис Кустодиев и Любовь Попова, Кузьма Петров-Водкин, Александр Бенуа и многих других.

В проекте принимают участие ведущие музеи России: Государственный Эрмитаж, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей-усадьба «Архангельское», Московский музей-усадьба Останкино, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Московский музей современного искусства, Музей Большого театра, Музей МХАТ, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства, Дмитровский музей-заповедник

 

 

Информация (на 22.12.2016):

Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Анфилада главного здания.

Адрес: улица Воздвиженка, дом.5/25. Ближайшие станции метро “Библиотека имени Ленина”, “Арбатская”, “Александровский сад” и “Боровицкая”.

Время работы: вторник, четверг – с 13:00 до 21:00, среда, пятница, суббота и воскресенье с 11:00 до 20:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов – 250 рублей, для льготных категорий – 100 рублей.

 

Check Also

Лекция Анны Корндорф «Готическая архитектура» и «политический заказ» на театральной сцене «Просвещения».

Лекция Анны Корндорф «Готическая архитектура» и «политический заказ» на театральной сцене «Просвещения».

06.06.2017 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *