Четверг , Апрель 26 2018

Карл Росси (1775/1777–1849).

Карл Росси (1775/1777–1849).Крупнейший зодчий Петербурга эпохи позднего классицизма. Первоначальное художественное и архитектурное образование получил у В. Бренны. Самостоятельную деятельность Росси начинает в Москве: строит деревянный театр на Арбатской площади (1807–1808, сгорел в 1812-м) и проектирует Екатерининскую церковь в Кремлевском Вознесенском монастыре (достроена в 1817-м А. Бакаревым).

С 1814 года Росси перестраивал дворцовые интерьеры и возводил парковые постройки в Павловске для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

После войны 1812 года талант градостроителя Росси становится как никогда востребованным: по его проектам создается несколько парадных ансамблей, была осуществлена перепланировка центра Петербурга.

 

Литограф Шевалье «Вид на Александринский театр в Санкт-Петербурге» 1840-е
Литограф Шевалье «Вид на Александринский театр в Санкт-Петербурге» 1840-е

 

Ансамбль Александринского театра Росси возводит в 1829–1832 годах: им была создана новая раскрытая к Невскому проспекту площадь с Александринским театром (пл. Островского), обращенная к Фонтанке площадь у Чернышева моста (пл. Ломоносова) и соединяющая обе площади парадная Театральная улица.

Одну сторону площади театра организовывали два павильона Аничкова дворца, выстроенные по проекту Росси еще в 1816–1818 годах, другую — занимал новый корпус Публичной библиотеки, включивший в себя старое здание (арх. Е. Соколов, 1796–1801).

 

Александринский театр в Санкт-Петербурге (архитектор К. И. Росси, 1828–1832). Фото, 1900-е
Александринский театр в Санкт-Петербурге (архитектор К. И. Росси, 1828–1832). Фото, 1900-е

 

Здание Александринского театра имеет очень компактный монументальный объем. Поставленное в центре площади оно предполагает круговой обзор и потому украшено не только парадной коринфской лоджией на главном фасаде, но и крупными восьмиколонными боковыми портиками.

Скульптурное убранство, также разработанное Росси, подчинено строгой архитектуре ансамбля и использует аллегорический язык классицизма: колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов), фигуры Муз, летящие Славы, театральные маски.

Удобный зрительный зал был богато украшен орнаментальными росписями и решен в нарядной гамме голубого с белым и золотым. К сожалению, после переделок второй половины XIX века от первоначальной отделки сохранились лишь фрагменты.

 

К. И. Росси «Александринский театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси» 1829
К. И. Росси «Александринский театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси» 1829

 

 

Check Also

Лекция «Главное здание страны. От Башни III Интернационала до Дворца Советов».

Лекция «Главное здание страны. От Башни III Интернационала до Дворца Советов».

28.03.2018 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *