Усадебный театр XVIII века.

Из статьи Александры Сафоновой к каталогу выставки.

…да в наше время и не езжали так часто по публичным театрам, как теперь, оттого что приличнее считалось бывать там, куда хозяин приглашает по знакомству, а не там, где каждый может быть за деньги. У кого же из нас не было в близком знакомстве людей, имевших свои собственные театры?

Елизавета Петровна Янькова

 

В XVIII веке вместе с модой на все французское в среду русского дворянства проникает и увлечение театром. Почти каждый вельможа стал почитать обязанностью давать спектакли, содержать актерскую труппу и музыкантов.

Во Франции первый театр со сценой, ложами, партером и амфитеатром в частном доме был устроен в 1700 году канцлером Понтшартреном в честь торжественного приема герцога и герцогини Бургундских, герцога Анжуйского и герцогини Орлеанской.

Просуществовал этот театр всего один день, но совсем скоро, с началом царствования Людовика XV, увлечение театром стало повсеместным: почти каждый французский аристократ устраивал праздники наподобие придворных.

В ходе приемов гостям предлагали спектакли, в том числе музыкальные. В загородных резиденциях «театр» устраивали, как правило, в отдельном помещении, тогда как в Париже это был так называемый «салонный театр» — здесь получали удовольствие как от кушаний, так и от игры ума, как от театра, так и от политических интриг.

Вельможа мог располагать собственной труппой и музыкантами, но часто в домашних спектаклях аристократы играли сами.

 

Р. Стерн. Проект Дворца искусств Шереметевых на Никольской улице в Москве. Поперечный разрез с видом на генеральную ложу. Италия, первая половина 1790-х
Р. Стерн. Проект Дворца искусств Шереметевых на Никольской улице в Москве. Поперечный разрез с видом на генеральную ложу. Италия, первая половина 1790-х

 

Более других славились праздники, устраиваемые принцем де Конти, одним из крупнейших коллекционеров в истории искусств второй половины XVIII века.

В его резиденции — Тампле — помимо Парадного зала, побывать в котором считалось за честь, имелся и театр, о котором сохранились весьма скудные сведения. Здесь в 1767 году состоялся не имевший успеха премьерный показ первой редакции «Браков самнитян» Андре Гретри на стихотворное либретто Пьера Лежье.

На приемах у принца де Конти, ведущего тайную внешнюю политику Людовика XV, бывали почти все знатные иностранцы, вероятно, посещал их и граф Николай Петрович Шереметев (1751–1809), будущий владелец лучшего московского театра.

В 1769–1773 годах Шереметев путешествовал по Европе под именем графа Мещеринова в сопровождении В. Г. Вороблевского. Когда они вместе с другом детства графа Шереметева князем А. Б. Куракиным прибыли в Париж и окунулись в водоворот парижской жизни, их более всего покорил музыкальный театр.

Тогда же Шереметев познакомился с виолончелистом парижской Королевской академии музыки Иваром, ставшим постоянным корреспондентом графа, его агентом и консультантом в театральном деле.

Во время официального визита в Версаль Шереметев видел и недавно открытую Версальскую королевскую оперу, в которой благодаря специальному механизму, разработанному Блез-Анри Арну, планшет зрительного зала и сцена могли подниматься до одного уровня, превращая театр в бальный или банкетный зал.

 

Вид сцены и части зрительного зала театра. Дворец в усадьбе Останкино. Фото А. А. Александрова, 1962
Вид сцены и части зрительного зала театра. Дворец в усадьбе Останкино. Фото А. А. Александрова, 1962

 

 

Так, по французской моде, любительские и частные театры стали появляться и в России — сначала в придворной среде, в Петербурге, а затем в Москве и в провинции. Уникальным для русской культуры стало явление усадебного театра — данные об их числе и репертуаре разнятся.

По-видимому, это связано с тем, что знатные люди устраивали не одно, а несколько театральных помещений — в каждой из обитаемых ими резиденций. Считается, что к концу века в Москве было около 20 театров.

По всей же стране на рубеже XVIII–XIX веков их насчитывалось около двухсот. В XVIII веке в Москве и ее окрестностях лучшим по праву считался театр графов Шереметевых, располагавший несколькими театральными помещениями: в московском доме на Никольской улице и в подмосковных усадьбах Кусково и Останкино.

 

Усадьба Ольгово в Подмосковье. Часть главного дома с театральным корпусом (арх. Ф. Кампорези, кон. XVIII — нач. XIX в.). Вид с парадного двора. Фото Н. Н. Лебедева. 1920-е
Усадьба Ольгово в Подмосковье. Часть главного дома с театральным корпусом (арх. Ф. Кампорези, кон. XVIII — нач. XIX в.). Вид с парадного двора. Фото Н. Н. Лебедева. 1920-е

 

 

Славились также театры графов Воронцовых в усадьбе Андреевское Владимирской губернии и князей Волконских в московских домах. При этом в московских домах театральные помещения устраивались в пристройках к основному дому, а в усадьбах, как правило, строились специальные помещения с объемной сценой и уникальной акустикой.

Театры князей Юсуповых в усадьбе Архангельское (отдельное здание) и Степана Степановича Апраксина в усадьбе Льгово, или Ольгово (в примыкавшем к главному дому северном флигеле, построенном Франческо Кампорезе), открылись для публики позднее, уже в XIX веке.

По свидетельствам современников, в театре С. С. Апраксина выступали все «знатные певцы, музыканты и певицы, которые бывали в Москве». Видимо, в то время, когда московский императорский театр располагался в московском доме Апраксина, все артисты, игравшие на его сцене — как русские, так и гастролировавшие итальянские и французские, — приглашались и в усадьбу Ольгово.

 

Крепостной театр в усадьбе Ольгово. Помещение с театральным реквизитом, бутафорией и костюмами. Фото Н. Н. Лебедева, 1920-е
Крепостной театр в усадьбе Ольгово. Помещение с театральным реквизитом, бутафорией и костюмами. Фото Н. Н. Лебедева, 1920-е

 

Из большого числа российских усадебных театров до наших дней сохранилось только два — князей Юсуповых в усадьбе Архангельское (представляющий театр первой трети XIX века) и графа Шереметева в усадьбе Останкино.

Этот уменьшенный вариант идеального музыкального театра, необходимого Москве, — единственный сохранившийся усадебный театр XVIII века в России и единственный деревянный театр XVIII века, сохранившийся в Европе.

 

Check Also

Лекция Анны Корндорф «Готическая архитектура» и «политический заказ» на театральной сцене «Просвещения».

Лекция Анны Корндорф «Готическая архитектура» и «политический заказ» на театральной сцене «Просвещения».

06.06.2017 в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *