Получив диплом архитектора‑художника в мастерской Леонтия Бенуа Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств, Владимир Щуко работал в разных стилях, жанрах и областях.
Если ранние постройки архитектора — парковые и увеселительные сооружения — были решены в стиле модерн, а зрелые — в неоклассике (доходные дома в Петербурге, русские павильоны на международных выставках), то после революции Щуко примыкает к конструктивистскому направлению, активно дополняя простые геометрические формы и объемы крупным орнаментом и скульптурой (советская версия ар-деко).
Библиотека имени Ленина и проект Дворца Советов — самые известные работы Щуко, задачей которых становится синтезирование нового «большого стиля» Страны Советов на основе классических форм архитектуры, соцреалистической фигуративной пластики и государственной эмблематики в общественных зданиях небывалого масштаба.
Главной театральной постройкой Владимира Щуко, осуществленной совместно с его учеником Владимиром Гельфрейхом, остается Драматический театр в Ростове-на-Дону (1930–1935).
В этом уникальном театре-тракторе к малому залу (860 мест) ведут остекленные лестничные марши с выставочными галереями, вынесенные в отдельные объемы-«гусеницы». Открытые лестницы и пандусы для автомобилей направляют зрителей к вестибюлю главного зала (2250 мест).
Плоская поверхность фасада театра предназначалась для кинопроекций и рекламы, а фризовый горельеф изображал батальные сцены времен Гражданской войны. Театр открывался спектаклем «Мятеж» по повести Дмитрия Фурманова — тогда на сцену была выведена конница.
Проект Владимира Щуко театра для Ашхабада с закрытым и летним залами реализован не был — в его архитектурном решении оригинально сочетаются классические приемы организации пространства (арочные перекрытия, колоннады) с национальной орнаментикой и колористикой.
Формирование — пространственное и стилистическое — новой архитектуры общественных зданий сопровождалось у Щуко непрерывной работой и внутри театра — в качестве художника и декоратора.
Как архитектор В.А Щуко построил один театр, спроектировал еще три (Театр массового музыкального действа в Харькове, Театр им. МОСПС, Театр в Ашхабаде), как декоратор и художник по костюмам оформил более 40 постановок, оставив в истории архитектуры и театрального искусства новые пространственные формы и стилистические решения.