Из статьи Елены Ивановой «Классицистические театры Петербурга: Большой, Эрмитажный, Александринский и Каменноостровский» к каталогу выставки.
Жанр театрального здания наиболее отчетливо сформировался в Петербурге в эпоху классицизма. В 1756 году указом императрицы Елизаветы Петровны Сенату от 30 августа русский театр был объявлен государственным учреждением.
Это стало предпосылкой развития общественных театров и определило важную роль возводимых для них сооружений в архитектуре Петербурга, поддержанную творческими установками классицизма.
Первым и крупнейшим из них в XVIII веке стало здание Большого каменного театра, построенное по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди в 1775–1783 годах на обширном участке между Мойкой и Крюковым и Екатерининским каналами.
Расположение было не случайным: свободное пространство среди жилой застройки с первых лет города использовалось для народных гуляний населявшими район Коломны мастеровыми.
На это привычное горожанам место общих праздников в 1766 году был перенесен с Царского луга деревянный амфитеатр для карусели, который постепенно разрушился.
Сменившее его здание Большого театра Ринальди организовало своим внушительным объемом окружающую жилую застройку и положило начало дальнейшему формированию композиции будущей Театральной площади и прилегающих улиц.
Формы и пластические приемы, примененные А. Ринальди в его не сохранившемся до наших дней произведении, являют собою характерный образец архитектуры раннего классицизма: лаконизм объемного построения, умеренное использование ордерных форм — пилястр на главном фасаде, а также скромная роль пластического декора и скульптуры.
Лишь три статуи украшали здание: Диана и Латона на аттике и Минерва на фронтоне, на щите в ее руках имелась многозначительная надпись: «Отдыхаю охраняя».
Большой театр в Петербурге превосходил размерами многие современные ему театры европейских столиц, отличался хорошей функциональной организацией, имел 16 выходов, а пожарная безопасность — главная забота театральных строений — обеспечивалась четырьмя большими водохранилищами под крышей.
Тем не менее здание постепенно перестало удовлетворять запросам времени. В 1790‑х годах подвергается реконструкции зрительный зал (он лишился амфитеатра, дополнявшего обычные партер и ярусы лож), а в 1802–1803 годах была произведена полная перестройка здания по проекту французского зодчего Жана-Франсуа Тома де Томона.
Проект Тома де Томона стал произведением следующего этапа развития классицизма. Яркое, но благородно сдержанное звучание главного фасада достигалось возведением стройного портика ионического ордера, глубина которого была достаточна для проезда карет.
Ордер применялся и в оформлении интерьеров, причем в своем комментарии к проекту архитектор подчеркивал, что все орнаменты исполнены «в стиле греческих театров».
Характерная для классицизма сознательная, программная ориентация на античные памятники проявилась и в посвященной Аполлону скульптурной композиции фронтона работы Ф. Тибо, выполнявшей свойственную стилю дидактическую функцию, наглядно раскрывая назначение здания.
Оно вызывало восхищение современников и стало «объектом подражания для русских и западноевропейских зодчих».
В XIX веке здание петербургского Большого театра полностью перестроил В. В. Николя для нужд учебного заведения —Санкт-Петербургской Консерватории.