Четверг , 5 декабря 2024

Жан-Франсуа Тома де Томон (1759/1760–1813).

Жан-Франсуа Тома де Томон (1759/1760–1813).Французский архитектор, работавший в России. В 1802 году был назначен придворным архитектором Александра I, известен сооружением ансамбля Стрелки Васильевского острова в Петербурге со зданием Биржи и ростральными колоннами.

Главной работой Тома де Томона в области театральной архитектуры стала перестройка Большого театра в Петербурге, начатая в 1802 году.

Фасад с восьмиколонным портиком, вероятно, был вдохновлен парижским «Одеоном», но архитектор по-своему развил идею французского прообраза: портик здесь не поднят на высокий цоколь, а поставлен на уровне земли, так что в случае непогоды кареты могли остановиться в укрытии.  Перед входом в зрительный зал архитектор устроил круглое фойе Аполлона с залами Талии и Мельпомены.

 

Ж.-Ф.Тома де Томон «Большой театр в Санкт-Петербурге. Фасад. Вариант 1» 1811
Ж.-Ф.Тома де Томон «Большой театр в Санкт-Петербурге. Фасад. Вариант 1» 1811

 

Назначенный главным инспектором Большого театра Тома де Томон неоднократно обращался в Дирекцию императорских театров, предлагая переложить печи. Но этого сделано не было, и вспыхнувший 1 января 1811 года пожар уничтожил здание.

Осматривая пожарище, Тома де Томон упал со стен и получил серьезные травмы. Большой театр был восстановлен уже после смерти Тома де Томона, а 1886 году был частично разобран и вошел в новое здание консерватории.

 

Ж.-Ф. Тома де Томон «Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез с клапаном к варианту 3. Вариант 2» 1811
Ж.-Ф. Тома де Томон «Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез с клапаном к варианту 3. Вариант 2» 1811

 

В 1803 году Тома де Томон выполнил проект театра для Одессы: шестиколонный ионический портик на высоком цоколе был приставлен к простому прямоугольному объему здания; окна на главном фасаде отсутствовали — единственным проемом в стене был парадный вход. Проект был осуществлен со значительными изменениями, а через несколько лет построенный театр сгорел.

В проектах театра на месте усадьбы Аничкова дворца Тома де Томон развивал идею фасада Большого театра со всевозможными вариациями. Для строительства уже был приобретен участок, находившийся на месте современного Александринского театра, однако началу работ помешала война 1812 года, а затем и смерть архитектора.

 

Ж.-Ф. Тома де Томон «Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез. Копия с утвержденного проекта» 1811
Ж.-Ф. Тома де Томон «Большой театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез. Копия с утвержденного проекта» 1811

 

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Один комментарий

  1. Спасибо неизвестному посетителю, который указал на ошибку – я, как и многие другие, пал жертвой недоразумения в интернете и, конкретно в википедии, и проиллюстрировал эту статью портретом совсем другого человека – шотландского химика Томаса Томсона. Об этом можно прочитать здесь – https://www.fontanka.ru/2018/08/16/043/
    Взял БСЭ еще 50-х годов – справедливость восстановлена!
    Кирилл

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *