Четверг , 5 декабря 2024

Илларион Иванов-Шиц (1865–1937).

Илларион Иванов-Шиц (1865–1937).Русский и советский архитектор, известен постройками в стиле модерн.

После окончания Петербургского института гражданских инженеров (1888) изучал архитектуру в Европе, в 1890‑м становится участковым городским архитектором, строит благотворительные и учебные учреждения, комплексы Морозовской и Солдатенковской больниц.

Занимаясь частной практикой, создает целый ряд доходных домов и особняков.

К теме театра обратился, работая над проектом перестройки театра М. А. Немчинова в доме О. А. Титовой (бывший братьев Гирш). 

 

И. А. Иванов-Шиц «Проект Театра в доме Гирш («Студия» МХАТ Вс. Мейерхольда) в Москве. Главный фасад. Вариант» 1899
И. А. Иванов-Шиц «Проект Театра в доме Гирш («Студия» МХАТ Вс. Мейерхольда) в Москве. Главный фасад. Вариант» 1899

 

Небольшой театральный зал на 700 зрителей предназначался К. С. Станиславским для театра «Студия», филиала МХТ, который должен был возглавить В. Э. Мейерхольд. Новая сцена была открыта в сентябре 1905 года, но в связи с декабрьскими событиями в Москве «Студия» прекратила свое существование.

Оказался неосуществленным и проект Иванова-Шица, поскольку владелец дома потребовал, чтобы все строительные работы производил В. И. Краузе. Проект этого театра оказался в творчестве архитектора единственным, выдержанным в стилистике венского сецессиона и парижского ар-нуво.

  

И. А. Иванов-Шиц «Проект Купеческого клуба в Москве, 1904–1909. Фасад. Вариант»
И. А. Иванов-Шиц «Проект Купеческого клуба в Москве, 1904–1909. Фасад. Вариант»

 

Здания Народного дома на Введенской площади и на Малой Дмитровке, возведенные Ивановым-Шицем, представляют уже иную трактовку стиля модерн — рациональную и неоклассическую.

Под театр в Купеческом клубе были отведены два верхних уровня здания. Пространство большого фойе членится ионической колоннадой, аналогичной фасадной лоджии.

Графические египетские мотивы, живописные панно с театральными аллегориями и сюжетами из работ Г. Климта оттенялись мрамором разных оттенков и обильными драпировками сдержанных тонов.

 

Народный дом на Введенской площади (архитектор И. А. Иванов-Шиц, 1903–1904) в Москве. Альбом зданий Московского городского управления. Фототипия П. П. Павлова, 1910-е
Народный дом на Введенской площади (архитектор И. А. Иванов-Шиц, 1903–1904) в Москве. Альбом зданий Московского городского управления. Фототипия П. П. Павлова, 1910-е

 

В 1900-м Иванов-Шиц разрабатывает три варианта типовых зданий для народных развлечений, один из которых был осуществлен архитектором в 1903–1904 годах на Введенской (Журавлева) площади в Москве.

За симметричным фасадом Народного дома с тремя витражами, фланкированными пилястрами, находился вестибюль. Завершения коробки зрительного зала повторяли очертания главного фасада.

После революции здание работало как «рабочий дворец», а в 1940‑х было перестроено Б. В. Ефимовичем в формах сталинского ампира.

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *