Итальянский архитектор, ведущий представитель строгого классицизма в России. Родился в Италии, обучался живописи и архитектуре в Риме. В 1779 году приехал в Россию по приглашению Екатерины II и был назначен придворным архитектором.
Античные художественные симпатии Кваренги, сформировавшиеся во время его обучения в Италии, в точности соответствовали предпочтениям императрицы Екатерины II, что обусловило успех архитектора при русском дворе.
Особенно ярко это совпадение проявилось при проектировании самого известного театра Кваренги — Эрмитажного. Архитектор был хорошо знаком как с античными театрами Италии, так и с выдающимся произведением Андреа Палладио — театром Олимпико в Виченце.
В 1783 году в результате масштабной перепланировки Зимнего дворца был уничтожен большой дворцовый театр, построенный Растрелли. Екатерина II задумала устроить в своей резиденции новый театр для узкого круга избранной публики. Проект и постройка его были возложены на Кваренги.
Архитектор с согласия императрицы задумал театр «по образцу античных», хотя в его убранстве нельзя не отметить влияния театра Олимпико. В то же время эта работа не стала упражнением в копировании чужих композиционных схем – Кваренги создал совершенно новый тип театрального здания.
Зрительный зал театра небольшой, полукруглый, диаметром 19 м. В центральной площадке партера расставлялись стулья для императрицы и наследников – остальным зрителям отводились шесть рядов амфитеатра.
Сам Кваренги писал:
«В театре этом нет никаких особенных мест, и при отсутствии этикета всякий может садиться, где хочет. Я сделал амфитеатр полукружием по двум причинам.
Во-первых, потому что каждый из зрителей удобнее видит сцену, во-вторых, потому что зрители хорошо видят друг друга и доставляют прекрасную картину глазам, когда театр бывает полон».
Об оформлении театра архитектор сообщал:
«Я старался придать архитектуре театра благородство и простоту; украшения употреблял самые приличные по назначению здания. Колонны и стены сделаны под мрамор. Я поместил на коринфских капителях сценические маски, следуя образцам различных капителей, виденных мною в Риме и, главным образом, найденных мною в раскопках театра в Помпее».
Оборудование сцены было исполнено в соответствии с техническими требованиями XVIII века. Сцена в два раза превышала площадь зрительного зала: «обширна и годна для грандиозных спектаклей, как для музыкальных опер, так и для балетов».
Особое внимание уделялось созданию благоприятной акустики: «Над авансценой и под оркестром я велел устроить коробовые своды из елового дерева, чтобы тем самым сделать звуки более ясными и звучными».
Работы над театром были завершены в течение двух лет, и в ноябре 1785 года здесь состоялись первые спектакли.
В эти же годы Кваренги осуществил проект подобного интимного театра для царской семьи во дворце в Пелле (дворец строился по проекту И. Е. Старова, разобран в царствование Павла I).
Среди других работ Кваренги следует выделить проект театра в задуманном графом Н. П. Шереметевым Дворце искусств на Никольской улице в Москве, со зрительным залом-амфитеатром.
Проект был исполнен в конце 1780-х в рамках импровизированного архитектурного конкурса, проведенного Шереметевым, но так и не был осуществлен.
Для городских публичных театров Кваренги предпочитал ярусную планировку, позволявшую добиться большей вместимости залов. В 1802 году он составил проект перестройки петербургского Большого театра (не реализован, предпочтение было отдано проекту Тома де Томона).
В итальянских собраниях хранится полный комплект чертежей так называемого «театра со сфинксами» Кваренги: главный фасад театра украшен шестиколонным портиком, а входы фланкированы фигурами сфинксов.
По всей видимости, проект относится к 1811 году – времени, когда решался вопрос о постройке в Петербурге нового театра у Аничкова сада.