Из статьи Кирилла Постернака «От «Комедийной хоромины» к барочному театру» в каталоге выставки.
Все русские театральные здания первой половины XVIII века были деревянными. С самого начала они предполагались как временные постройки. Это неудивительно, ведь театральное искусство оставалось еще новинкой для широких масс.
Труппы собирались от случая к случаю волей высокопоставленных заказчиков или по инициативе немногочисленных энтузиастов, а строительство и содержание театральных зданий обходилось весьма дорого.
Впрочем, была область, где театр мог претендовать на постоянное и вполне обеспеченное существование, — это царский, а позднее императорский двор.
В 1717 году архитектор Жан-Батист Леблон, приглашенный в Россию Петром I, составил проект дворца в Стрельне в духе французского классицизма. В ансамбль дворца Леблон впервые в русской архитектуре ввел помещение театра.
Этот проект является также и первым сохранившимся проектом театра в России. Театр располагался в восточном крыле здания, симметрично дворцовой церкви, находившейся с запада.
С центральной парадной частью он соединялся зимним садом-оранжереей, который мог служить внутренним проходом в театр и в то же время его зеленым фойе. Парадный вход был запроектирован через просторный вестибюль.
В соответствии с русской традицией начала XVIII века театр назывался «Комедией» — так он обозначен на плане. Значительная его часть была отведена для сцены и подсобных помещений, «лавки смотрильщиков» располагались амфитеатром.
Перед сценой были устроены особые «места сидеть Царскому Величеству». За амфитеатром располагалась галерея или хоры с лестницей. В дворцовом парке архитектор предусмотрел устройство еще одного театра — летнего, находившегося под открытым небом.
Театр был искусно вписан в планировку регулярного «французского» парка. Находясь рядом с главным каналом, он занимал пространство внутри одного из боскетов. Зрительные места располагались амфитеатром перед вытянутой в глубину сценой.
К сожалению, эти замыслы так и остались на бумаге. После внезапной смерти Леблона в 1719 году строительство дворца возглавил итальянский архитектор Николо Микетти, полностью изменивший проект. Вероятно, и сам Петр I в это время охладел к идее дворцового театра.
Тип придворного театра, включенного в ансамбль дворца, вновь встречается уже в творчестве Растрелли. В 1732 году Растрелли приступил к постройке в Петербурге нового каменного Зимнего дворца для Анны Иоанновны.
К 1734 году относится контракт, заключенный со столярным мастером Герингом, на устройство во дворце «оперы и комедии» по проекту Растрелли. Театр размещался в старой части дворца, в так называемом «Адмиральском доме».
Изображений его не сохранилось, известны только планы зала. Как и большинство европейских театров первой половины XVIII века, он представлял собой ранговый, или ярусный, театр, предполагавший разделение зрителей в зависимости от их статуса. Привилегированная часть публики занимала сидячие места партера и нижние ярусы лож.
Менее знатные и менее богатые стояли в партере (для них специально отводилось пространство без скамеек – «паркет») или поднимались на верхние ярусы. Ложи располагались в форме подковы, охватывая партер. Перед сценой на возвышении находилось императорское место, отделенное от зала барьером.
Оркестровой ямы не было, музыканты находились на одном уровне со зрителями партера. Действие разворачивалось в глубине сценической коробки и, словно рамой, было обрамлено порталом сцены.
Что касается зрелищ, представлявшихся в этом театре, то уже само его название — «опера и комедия» — свидетельствует о появлении в России нового вида театральных представлений.
Барочные оперы XVIII века были чрезвычайно эффектными спектаклями. Пение и музыка перемежались танцами, производились частые и быстрые смены декораций.
Театральная механика к этому времени достигла значительных высот, позволяя создавать разнообразные эффекты: полет персонажей (часто среди движущихся «облаков»), неожиданные появления и исчезновения действующих лиц посредством люков и специальных лифтов, волнующееся море с кораблями и чудовищами, появление на сцене «драконов», «кентавров» и других фантастических существ.
Особые механизмы создавали звуки грома, града, бури и дождя. Наиболее «технологичные» театры давали представления, в которых актеры и вовсе не выходили на сцену — зрители наслаждались только действием «преизрядных машин».
Сложная механика приводилась в движение вручную, что требовало согласованной работы многих людей. Во время спектаклей в театре Зимнего дворца Анны Иоанновны декорации передвигали сорок солдат.
К сожалению, до нас не дошли сведения об употреблявшихся при этом механизмах и тех эффектах, которые они производили. Известно, что написанием декораций и устройством машин занимался итальянец Джироламо Бон.
С восшествием на русский престол императрицы Елизаветы Петровны придворные праздники и увеселения достигли невиданного до тех пор размаха. Для постоянно увеличивающегося двора Растрелли неоднократно выполнял перестройки и расширение Зимнего дворца.
В 1749 году он разработал проект нового театра на месте вестибюля, называемого «темными сенями». По желанию Елизаветы театр был соединен с соседней Зеленой комнатой, так что спектакли можно было смотреть, не выходя в зал.
К началу 1750‑х годов стало ясно, что постоянно расширять прежнее здание Зимнего дворца невозможно. В результате многочисленных переделок дворец приобрел беспорядочный вид, его фасады потеряли симметрию, многочисленные каменные и деревянные пристройки не соответствовали великолепию императорской резиденции.
В 1754 году было принято решение снести старый дворец, а на его месте возвести новое здание. К проектированию дворцового театра (в числе прочих парадных помещений) приступили в 1755 году.
Елизавета повелела Растрелли «сочинить план и профиль и по сочинении сообщить театральному архитектору и живописному мастеру Валериани… для наилучшего расположения партера, ложей и других частей». Было также приказано сделать деревянную проектную модель. Сохранились чертежи нового театра, выполненные в 1750–1760‑х годах.
Театр занимал угловой ризалит дворца со стороны Адмиралтейства и современной Дворцовой площади. Ранее на этом месте находился театр «в темных сенях», но размеры их были несопоставимы.
Ложи нового театра располагались в четыре яруса, в каждом имелось по 14–19 лож. Нижние ярусы были ограждены железными золочеными решетками, четвертый ярус — деревянными панелями.
Более обширным стал партер: здесь размещались трон, пять стульев и 53 деревянные скамьи, обитые красным сукном. В устройстве зала можно заметить новшества, появившиеся, возможно, благодаря рекомендациям выдающегося театрального художника и сценографа Джузеппе Валериани.
Так, напротив сцены была устроена большая императорская ложа высотой в два яруса. Две высокие просторные ложи появились по сторонам сцены, одна из них, с выходом на сцену, также принадлежала императрице. По свидетельству современников, над сценой имелось еще одно место для императрицы, где она могла находиться невидимо для публики.
Перед сценой за невысоким барьером было устроено место для музыкантов. Сценическая коробка не уступала размерами зрительному залу. В обширном трюме, а также в пространстве над сценой и по ее сторонам находились разнообразные механизмы, применявшиеся во время представлений.
Театр Зимнего дворца стал крупнейшим театральным залом России. Первый спектакль в нем состоялся в 1763 году, уже после смерти Елизаветы Петровны. Полная отделка зала была завершена год спустя.
К сожалению, этот театр просуществовал всего 20 лет и был ликвидирован во время масштабной перепланировки дворца при Екатерине II. Его функции перешли к новому Эрмитажному театру, сохранившемуся до наших дней.
Дворцовые театры существовали и в других резиденциях Елизаветы Петровны: Петергофе, Царском Селе, деревянном Зимнем дворце на Невском проспекте, сооруженном на время строительства каменного Зимнего дворца.
Небольшой театр – Оперный зал – имелся в Картинном доме в Ораниенбауме при дворе наследника Петра Федоровича, будущего Петра III.