Четверг , 5 декабря 2024

Карл Росси (1775/1777–1849).

Карл Росси (1775/1777–1849).Крупнейший зодчий Петербурга эпохи позднего классицизма. Первоначальное художественное и архитектурное образование получил у В. Бренны. Самостоятельную деятельность Росси начинает в Москве: строит деревянный театр на Арбатской площади (1807–1808, сгорел в 1812-м) и проектирует Екатерининскую церковь в Кремлевском Вознесенском монастыре (достроена в 1817-м А. Бакаревым).

С 1814 года Росси перестраивал дворцовые интерьеры и возводил парковые постройки в Павловске для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

После войны 1812 года талант градостроителя Росси становится как никогда востребованным: по его проектам создается несколько парадных ансамблей, была осуществлена перепланировка центра Петербурга.

 

Литограф Шевалье «Вид на Александринский театр в Санкт-Петербурге» 1840-е
Литограф Шевалье «Вид на Александринский театр в Санкт-Петербурге» 1840-е

 

Ансамбль Александринского театра Росси возводит в 1829–1832 годах: им была создана новая раскрытая к Невскому проспекту площадь с Александринским театром (пл. Островского), обращенная к Фонтанке площадь у Чернышева моста (пл. Ломоносова) и соединяющая обе площади парадная Театральная улица.

Одну сторону площади театра организовывали два павильона Аничкова дворца, выстроенные по проекту Росси еще в 1816–1818 годах, другую — занимал новый корпус Публичной библиотеки, включивший в себя старое здание (арх. Е. Соколов, 1796–1801).

 

Александринский театр в Санкт-Петербурге (архитектор К. И. Росси, 1828–1832). Фото, 1900-е
Александринский театр в Санкт-Петербурге (архитектор К. И. Росси, 1828–1832). Фото, 1900-е

 

Здание Александринского театра имеет очень компактный монументальный объем. Поставленное в центре площади оно предполагает круговой обзор и потому украшено не только парадной коринфской лоджией на главном фасаде, но и крупными восьмиколонными боковыми портиками.

Скульптурное убранство, также разработанное Росси, подчинено строгой архитектуре ансамбля и использует аллегорический язык классицизма: колесница Аполлона (скульптор С. С. Пименов), фигуры Муз, летящие Славы, театральные маски.

Удобный зрительный зал был богато украшен орнаментальными росписями и решен в нарядной гамме голубого с белым и золотым. К сожалению, после переделок второй половины XIX века от первоначальной отделки сохранились лишь фрагменты.

 

К. И. Росси «Александринский театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси» 1829
К. И. Росси «Александринский театр в Санкт-Петербурге. Продольный разрез по главной оси» 1829

 

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *