Четверг , 5 декабря 2024

Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771)

Франческо Бартоломео Растрелли (1700–1771)Русский архитектор итальянского происхождения, крупнейший представитель эпохи барокко. Родился в Париже, приехал в Россию в 1716 году с отцом, архитектором Карло Растрелли, у которого учился профессии.

В 1730-х строит каменный Зимний дворец Анны Иоанновны в Петербурге, назначается придворным архитектором. Расцвет творчества Растрелли приходится на царствование Елизаветы Петровны: Зимний дворец и Смольный монастырь в Петербурге, дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе и Петергофе отличаются размахом и великолепием.

 

Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». Продольный разрез» 1750
Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». Продольный разрез» 1750

 

Театральные постройки Растрелли типичны для своего времени: это ярусный зал с подковообразным расположением лож и глубокой сценой, обрамленной порталом.

«Комедиантский дом» на Красной площади в Москве представлял собой большое деревянное здание (на 3000 мест) на высоком каменном цоколе с простыми фасадами, опоясанное снаружи открытой галереей «для пожарного случаю». В этом театре не состоялось ни одного представления: начатый строительством в 1730 году «Комедиантский дом» погиб в пожаре в 1737-м.

 

Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». План» 1750
Ф. Б. Растрелли «Театр в саду «Променад». План» 1750

 

В 1734 году Растрелли составил проект трехъярусного театра в Зимнем дворце Анны Иоанновны в Петербурге.

К 1742-му относится проект Головинского Оперного дома в Москве. Сложное уступчатое построение объема буквально выражало его внутреннюю структуру со множеством подсобных помещений, сгруппированных вокруг сценической коробки и зала — не подковообразного, а многоугольного в плане.

Проект Оперного дома в саду «Променад» (1750) в Петербурге предусматривал зал, сужавшийся по направлению к сцене для улучшения акустики.

 

Мастерская Ф. Б. Растрелли «Четвертый Зимний дворец в Петербурге. Фасады со стороны Невы, Адмиралтейства и Дворцовой площади» Середина XVIII века
Мастерская Ф. Б. Растрелли «Четвертый Зимний дворец в Петербурге. Фасады со стороны Невы, Адмиралтейства и Дворцовой площади» Середина XVIII века

 

В Зимнем дворце в 1749 году Растрелли оборудовал новый театр в «Темных сенях» — он сообщался с личными покоями Елизаветы, так что императрица могла смотреть представления, не выходя в зал.

Позднее, при строительстве нового Зимнего дворца архитектор устроил во дворце четырехъярусный театр, крупнейший в России того времени.

Дворцовые театры имелись также в Петергофе и Царском Селе, в деревянном Зимнем дворце на Невском проспекте, возведенном на время строительства каменного Зимнего дворца. К сожалению, ни один из театров Растрелли не сохранился до наших дней.

 

Обмер театра в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге («Оперный дом»). Продольный разрез, вторая половина XVIII века
Обмер театра в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге («Оперный дом»). Продольный разрез, вторая половина XVIII века

 

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *