Воскресенье , 22 декабря 2024

Александр Веснин (1883–1859)

Александр Родченко «Портрет Александра Веснина»
Александр Родченко «Портрет Александра Веснина»

Русский и советский архитектор, театральный художник, младший из трех братьев-архитекторов — основателей конструктивизма.

Окончив Московскую практическую академию коммерческих наук и петербургский Институт гражданских инженеров, работает помощником у архитекторов, занимается в студиях К. Юона и В. Татлина. В 1908 году Веснины создают проект театра в Ярославле — с неорусским декором и гербом города на фасаде.

В 1919-м Веснин приходит в театр: в Малом он оформляет «Ревизора», «Женитьбу Фигаро», «Пути к славе»; в Камерном театре А. Таирова — «Благовещение», «Человек, который был четвергом», «Федру» и «Ромео и Джульетту» (последний выпущен в оформлении А. Экстер), в созданном Н. Сац Московском театре для детей – «Жемчужину Альдамины».

 

А. А. Веснин «Сцена с участием Тезея и Арикии. Эскиз декорации к трагедии «Федра» Ж. Расина, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922
А. А. Веснин «Сцена с участием Тезея и Арикии. Эскиз декорации к трагедии «Федра» Ж. Расина, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922

 

Так рождаются кинетические сценические установки и происходит так называемая кубизация декораций. В 1921-м Веснин становится участником знаменитой конструктивистской выставки «5 × 5=25» (В. Степанова, А. Родченко, Л. Попова, А. Экстер).

В 1920-х Веснины становятся лидерами советского конструктивизма — их архитектура «сконцентрировала в себе и достижения инженерных сооружений, и некоторые черты «рациональной архитектуры», и поиски театральных художников» (С. Хан-Магомедов).

 

А. А. Веснин «Вариант трансформации театральной установки в процессе сценического действия. Спектакль по роману «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922
А. А. Веснин «Вариант трансформации театральной установки в процессе сценического действия. Спектакль по роману «Человек, который был четвергом» Г. Честертона, реж. А. Я. Таиров. Камерный театр, Москва, 1922

 

Веснины строят рабочие клубы в Баку (1928–1932) и Дворец культуры Пролетарского района в Москве (ДК АМО ЗИЛ, 1930–1937) – многофункциональный комплекс с большим и малым зрительными залами, лекторием, залами для занятий и репетиций, кафе, объединенными в протяженном объеме с легкими опорами, ленточными окнами и остекленным атриумом.

Проект Весниных 1930 года получает высшую премию в конкурсе на Театр массового действа в Харькове, собравшем рекордное количество участников.

Здесь главным стало «найти прием решения театра, в котором зрительный зал и сцена составляли бы единое пространство, способное трансформироваться и служить для массовых музыкальных действий, праздников и больших собраний…».

 

Л. А., В. А., А. А. Веснины «Проект Дворца культуры Автозавода им. И. А. Лихачева» 1931. Перспектива
Л. А., В. А., А. А. Веснины «Проект Дворца культуры Автозавода им. И. А. Лихачева» 1931. Перспектива

 

В 1933-м братья участвуют в конкурсе на здание Музыкального театра Немировича-Данченко в Москве, предложив простой и выразительный проект в новых формах.

В 1934 году А. и В. Веснины, возглавлявшие проектную мастерскую Моссовета, выиграли один из ключевых конкурсов Страны Советов — на здание Наркомата тяжелой промышленности, в котором участвовали ведущие советские архитекторы.

Во второй половине 1930-х с поворотом советской архитектуры в сторону «освоения классического наследия» Веснин постепенно отходит от активной практической и теоретической работы.

 

Л. А., В. А., А. А. Веснины «Конкурсный проект Театра им. В. И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве» 1933. Перспектива
Л. А., В. А., А. А. Веснины «Конкурсный проект Театра им. В. И. Немировича-Данченко на Тверском бульваре в Москве» 1933. Перспектива

 

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *