Четверг , 5 декабря 2024

Александр Гегелло (1891–1965).

Александр Гегелло (1891–1965).Выпускник Института гражданских инженеров (1920) и Академии художеств (1922), начинал у И. А. Фомина, мастера неоклассики и изобретателя «красной дорики».

В 1924-м Гегелло строит жилмассивы в Ленинграде, в 1927-м совместно с Д. Л. Кричевским возводит Дом культуры Московско-Нарвского района Ленинграда (Дворец культуры им. А. М. Горького) с залом для массовых собраний на 2000 мест и театральных постановок.

Трапециевидная форма зала была заимствована Гегелло у театра Р. Вагнера в Байройте, сооруженного по проекту Г. Земпера в 1872 году. Зрительный зал, выходящий остекленной дугой на площадь и фланкированный двумя пилонами, определяет этажность здания и расположение клубных помещений: кинозала, спортзала, библиотеки-читальни.

 

Дворец культуры им. А. М. Горького (архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, 1925–1927). Почтовая открытка, 1927
Дворец культуры им. А. М. Горького (архитекторы А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский, 1925–1927). Почтовая открытка, 1927

 

В том же 1927 году был открыт и Выборгский ДК с большим театральным залом, перестроенный Гегелло и Кричевским из кооперативного дома 1916 года.

В начале 1930-х в конкурсе на театр в Ташкенте Гегелло вновь обращается к плану-трапеции и фасаду-дуге. При этом «классика» здесь уступает место новому советскому стилю — конструктивизму: пилоны исчезают, главный фасад прорезывают ленточные окна, появляются балконы-галереи.

 

А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский «Проект театра в Полоцке» 1930. Перспектива
А. И. Гегелло, Д. Л. Кричевский «Проект театра в Полоцке» 1930. Перспектива

 

Проектируя театр в Полоцке, Александр Гегелло разрабатывает как конструктивистские, так и более классические варианты.

С 1927 года архитектор работает над зданием ленинградского ТЮЗа. Здесь также композицию зрительного зала составляет сегмент сплошного амфитеатра, выходящий наружу дугой главного фасада с выступающими ребрами. В этом детском театре архитектор отказывается от сцены-коробки и выносит игровую площадку в зал.

 

А. И. Гегелло, при участии Ф. П. Федосеева «Проект Театра юного зрителя в Ленинграде» 1933. Интерьер зрительного зала
А. И. Гегелло, при участии Ф. П. Федосеева «Проект Театра юного зрителя в Ленинграде» 1933. Интерьер зрительного зала

 

В двух из трех вариантов проекта Летнего театра им. П. И. Чайковского на Елагином острове (1941) за основу берутся главные образующие античных храмов: в первом — греческий периптер, во втором — большой каменный купол.

При этом Гегелло на манер архитекторов стиля боз-ар увлекается синтезом классических форм со средневековыми, готическими и романскими.

Построив блестящие ДК в Ленинграде, определившие облик города, ни одного здания собственно театра Александр Гегелло не возвел. В 1930-е по проекту архитектора была проведена реставрация Мариинского театра.

 

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *