Четверг , 5 декабря 2024

Альберт Кавос (1800–1863).

Альберт Кавос (1800–1863).Крупнейший русский театральный архитектор. Родился в Петербурге в семье итальянского композитора Катерино Кавоса, окончил математическое отделение университета в Падуе.

Вернувшись в Россию, состоял помощником К. И. Росси на строительстве Александринского театра в Петербурге. Среди первых самостоятельных работ Кавоса — внутренняя перестройка Большого театра в Петербурге в 1836 году.

Тогда же архитектор занимался переделками в здании Дирекции императорских театров, позднее возвел декорационный склад Дирекции на Подьяческой улице и реконструировал деревянный Каменноостровский театр.

В 1846 году Кавос становится академиком архитектуры и удостаивается бриллиантового перстня от русского императора Николая I за труд «Traité de la construction des Théâtres» (Париж, 1847).

 

А. К. Кавос «Главный фасад Московского Большого театра». Копия с высочайше утвержденного рисунка, около 1853–1863
А. К. Кавос «Главный фасад Московского Большого театра». Копия с высочайше утвержденного рисунка, около 1853–1863

 

Крупнейшей работой Кавоса в Петербурге стало строительство, а затем восстановление здания Мариинского театра. Работы по строительству Театра-цирка для итальянской труппы А. Гверры велись в 1847–1849 годах.

В 1859-м постройка сгорела и была восстановлена Кавосом в следующем году как оперный театр. В конце XIX века он был кардинально перестроен по проекту В. А. Шретера, от архитектуры Кавоса сохранился только фасад по Крюкову каналу.

 

А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Продольный разрез по главному фойе и парадной лестнице» 1855
А. К. Кавос «Проект реконструкции Большого Петровского театра в Москве. Продольный разрез по главному фойе и парадной лестнице» 1855

 

Самой известной работой Кавоса становится восстановление после пожара Большого театра в Москве. Архитектор переработал первоначальный замысел О. И. Бове: увеличил высоту здания, переработал декор (вместо алебастровой группы Аполлона была отлита скульптурная композиция из металла), трансформировал план и размер зрительного зала, который теперь мог вместить до 3000 человек.

Пышная отделка театра была решена в духе неоренессанса. Работы начались в 1855 году, театр был открыт к коронации Александра II в августе 1856-го.

 

Михайловский театр (архитекторы К. И. Росси, 1831–1833; А. К. Кавос, 1859–1860; обновлен в 1950–1951). Общий вид. Фото М. М. Чуракова, 1971
Михайловский театр (архитекторы К. И. Росси, 1831–1833; А. К. Кавос, 1859–1860; обновлен в 1950–1951). Общий вид. Фото М. М. Чуракова, 1971

 

В 1859–1860 годах Кавос производил внутреннюю перестройку Михайловского театра в Петербурге. Он увеличил размеры зала, устроив пятый ярус и дополнительные ложи по сторонам сцены, перестроил фойе. В интерьерах появились элементы необарокко — богатая лепнина, кариатиды над авансценой.

 

 

 

Смотреть еще

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца». Государственный музей архитектуры имени А.В. Щусева – Лекторий.

Лекция «Милан – блистательный двор Европы при Висконти-Сфорца».

30.07.2024 в Музее архитектуры имени А.В. Щусева.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *