XXII Международный фестиваль «Интермузей-2020» пройдет с 27 по 29 мая 2020 года, впервые в новом цифровом формате. Он объединит около 400 участников из всех федеральных округов РФ. На вопросы Cultobzor.ru ответила Елизавета Станиславна Лихачева, директор Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.
С чем Музей архитектуры выходит на фестиваль «Интермузей-2020», что вы ждете и хотите видеть в качестве результатов от столь масштабного и представительного форума — как с точки зрения продвижения самого музея, так и решения проблем музейного сообщества России?
Музей выходит на фестиваль с экспозицией, которую мы сейчас превратили в виртуальную и которую мы обязательно откроем в реальности в Музее архитектуры. Речь идет о выставке «Архитектура памяти», она посвящена вопросу о том, как Великая Отечественная война отразилась на развитии архитектуры.
Проект иллюстрирует широкий спектр процессов: это и маскировка городов, в том числе маскировка Кремля; строительство военных монументов; восстановление разрушенных городов и памятников архитектуры. Выставка приурочена к 75-летию Победы. Мы бы хотели, чтобы она стала неким инвариантом разговора на тему войны и ее последствий для жизни.
Любые испытания – это вызов, заставляющий мобилизовать все ресурсы, найти новые решения и каналы коммуникации, расширить представление о деятельности и развитии музея. Какие решения, найденные и реализованные музеем в этот не простой период для взаимодействия со своими посетителями в онлайн формате, кажутся Вам наиболее удачными, которые музей будет развивать и в дальнейшем?
Наш опыт показывает, что бум, связанный с резким увеличением онлайн-активностей, закончился в марте и частично в апреле, и сейчас люди гораздо спокойнее относятся к мероприятиям в digital-формате. Это подтверждает мою мысль о том, что онлайн-мероприятия не могу заменить реальность и опыт общения с подлинником.
Безусловно, мы поддерживаем все наши цифровые проекты, которые мы инициировали задолго до карантина. Мы записываем и публикуем видеолекции на различных ресурсах, в том числе на нашем YouTube-канале, проводим прямые эфиры-экскурсии из Дома Мельникова в Instagram, готовим подкасты, рассказываем нашим подписчикам об архитектуре через лекции в Zoom, а также на наших страницах в социальных сетях. По предложению портала Культура.рф две наши экскурсии приняли участие в акции «Ночь музеев» в стремительно набирающем популярность ТикТоке.
Однако мы не забываем о том, что это всего лишь один из способов работы музея, далеко не единственный и не основной, поэтому нам хотелось бы как можно скорее вновь открыть свои двери для посетителей. После снятия всех ограничений мы сохраним часть онлайн-активностей, и в то же время фокус нашего внимания сместится на развитие музея в реальном пространстве.
Кризис высветил многочисленные проблемы в правовой и финансовой защищенности музеев, в необходимости сплоченности музейного сообщества России. Какие именно проблемы вы считаете наиболее актуальными, требующими срочного разрешения и каково Ваше личное мнение о возможных путях их решения?
Главная проблема – это хроническое недофинансирование, от которого страдает большинство музеев страны на протяжении последних 30 лет. Нам не хватает финансовых ресурсов на элементарные нужды. Мы храним государственные предметы, и все потребности музеев, связанные с хранением, должны финансироваться государством. Я имею в виду расходы на депозитарий, оборудование для хранения, зарплаты хранителей, укомплектованность штата хранителей и на систему контроля климата.
Те деньги, которые музеи зарабатывают и привлекают сами, они могут вкладывать в развитие, но музеи не должны тратить заработанные деньги на покупку увлажнителей для хранилищ. Это совершенное безумие, потому что речь идет об обеспечении одной из основных функций музея.
Мне кажется, Союзу музеев и самим музейщикам необходимо принимать более активное участие в лоббировании интересов музейной сферы. Я абсолютно убеждена, что музейный бум продолжится, как только мы переживем последствия карантина.
Я также считаю, что нужно отменить этот безумный показатель посещаемости, так как в погоне за посещаемостью мы в конечном итоге увеличиваем антропогенную нагрузку на здания и экспонаты. Вторая задача – это помощь музеям в решении основных жизненных проблем. Нужно вывести музеи из режима выживания в режим нормального существования. Дальнейшее распределение ресурсов зависит уже от администрации музея.
Очевидно, что освоение виртуального пространства также является крайне важным аспектом. Однако государство должно обеспечить музеям тот уровень, ниже которого опускаться нельзя. У музеев очень разные возможности для поддержания жизнедеятельности самостоятельно.
Есть такие музеи, как, например, Государственный Эрмитаж, а есть специализированные музеи и музеи, посвященные одному виду искусства, как наш Музей архитектуры. Мне кажется, что Министерство культуры неплохо справляется с кризисом, предпринимает шаги по оперативному управлению.
Государство пытается нам помочь решить проблемы, возникшие в связи с потерей внебюджетных средств, и, надеюсь, что мы придем консенсусу относительно устранения всех экономических проблем.
Музей – не только выставки и экспозиции, это огромная внутренняя работа по хранению и реставрации фондов, это содержание здания и коммуникаций, управление большим коллективом. Как музеям, и конкретно Вашему музею, удаётся решать эти проблемы – не могли бы вы поделиться опытом и рекомендациями для коллег?
Внутренняя работа Музея архитектуры выстроена достаточно просто. В фондах по очереди работают дежурные хранители, которые проверяют сохранность предметов. Работа хранителей затруднена, поскольку сотрудники не имеют доступа с другим собраниям и архивам.
Мы продолжаем подготовку выставочных проектов, однако эта работа также сильно затруднена. В каком-то смысле музей впал в анабиоз, при этом совершаются все необходимые меры для поддержания его жизнедеятельности.
Мы сохраняем рабочее настроение, регулярно проводим совещания, генерируем новые идеи и с нетерпением ждем выхода из режима самоизоляции. Мне не пришлось принимать никаких мер для повышения работоспособности сотрудников, все ответственно относятся к своим задачам.
Мы надеемся, что скоро мы все вернемся к нормальной жизни и музеи будут опять доступны для посещения. Какие планы и наиболее значимые события вы готовите для своих посетителей?
Я пока не готова говорить о том, что именно музей готовит для посетителей, так как мы не знаем, когда станет возможным снятие всех карантинных ограничений. Тем более сейчас неясно будущее зарубежных проектов. В нашем музее в силу исторических обстоятельств отсутствует постоянная экспозиция, и мы не можем с уверенностью сказать, какие выставки будут открыты в этом году.
Однако мы обязательно откроем выставку, посвященную калязинским фрескам, и выставку «Архитектура памяти». Их открытие сорвалось этой весной в связи с пандемией».
Выражаем благодарность пресс-службе Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева и пресс-службе Международного фестиваля «Интермузей».
Официальный сайт Музея архитектуры – http://muar.ru
Подробнее обо всех событиях «Интермузея-2020» – на сайте https://imuseum.ru