Среда , 4 декабря 2024

Интервью с директором Театрального музея имени А.А. Бахрушина Дмитрием Родионовым к Фестивалю «Интермузей 2020».

XXII Международный фестиваль «Интермузей-2020» пройдет с 27 по 29 мая 2020 года, впервые в новом цифровом формате. Он объединит около 400 участников из всех федеральных округов РФ. На вопросы Cultobzor.ru ответил Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.

 

Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Предоставлено: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.
Дмитрий Викторович Родионов, генеральный директор Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина. Предоставлено: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.

 

С чем Театральный музей имени А.А. Бахрушина выходит на фестиваль «Интермузей-2020», что вы ждете и хотите видеть в качестве результатов от столь масштабного и представительного форума – как с точки зрения продвижения самого музея, так и решения проблем музейного сообщества России?

Цифровой формат «Интермузея-2020» определил направление мультимедийности в подаче материала. На наш взгляд, это дает новое качество погружения в созданную реальность, в том числе, и посредством новых технологий, работающим с «оживлением» картинки, со звуковыми и цветовыми решениями.

Кроме того, это и возможность большего охвата аудитории, ставшей тотально мобильной-онлайн и помимо массового вовлечения, это еще и привлечение другого сегмента аудитории, не связанной напрямую с музейной деятельностью.

Так, подхватив лейтмотив фестиваля этого года – «Хранители мира», посвященный 75-летию Великой Победы в «Год памяти и славы», видеовитрина музея имени А.А. Бахрушина через «ожившую» анимацию подлинных документально-исторических дневников фронтовых бригад расскажет о вкладе деятелей искусства в великую Победу над фашистскими захватчиками.

Зрители смогут погрузиться в атмосферу фронтовых выступлений, с которыми соседствует грозная сценография «театра войны»: зарево пожаров после налетов, рвущиеся невдалеке снаряды, шипящие мины, пролетающие совсем рядом, буквально над головой.

В выступлениях театрально-концертных бригад был тот спасительный дух искусства, о котором эмоционально свидетельствует одна из дневниковых записей: «Нужно показывать высокое искусство, говорящее о торжестве жизни, правды, справедливости! Фронтовой зритель не допускает ни тени лжи, с ним нужно говорить языком сердца».

 

Театр имени Ев. Вахтангова, Сталинград 1942 г., сцена из спектакля «Где-то в Москве». Предоставлено: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.
Театр имени Ев. Вахтангова, Сталинград 1942 г., сцена из спектакля «Где-то в Москве». Предоставлено: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.

 

Любые испытания – это вызов, заставляющий мобилизовать все ресурсы, найти новые решения и каналы коммуникации, расширить представление о деятельности и развитии музея. Какие решения, найденные и реализованные музеем в этот не простой период для взаимодействия со своими посетителями в онлайн формате, кажутся Вам наиболее удачными, которые музей будет развивать и в дальнейшем?

Оказавшись со всем миром в ситуации невозможности полноценной жизнедеятельности, Театральный музей им. А.А. Бахрушина активизировал все ресурсы с учетом новой реальности. Были найдены новые формы взаимодействия с посетителями, скорректированы планы выставочно-экспозиционной деятельности, сделан акцент на расширении работы социальных сетей музея и т.д.

Музей запустил более 10 онлайн-треков: мини-сериал собственного производства #Бахрушиныдома, виртуальные прогулки по залам музея и филиалов, видео-ответы экспертов на вопросы юных посетителей о музейном и театральном мире, интерактивные тематические тесты, прямые эфиры со спикерами-экспертами в театральной сфере и другие онлайн-акции для зрителей.

Надеемся, что нашим посетителям было с нами не скучно онлайн, и они узнали много нового, интересного и зарядились благотворной атмосферой театрального искусства. Но, уверены, так же, как и мы, они ждут возвращения к полноценной жизни музея: с открытыми вернисажами, живым общением с художниками, режиссерами, актерами и музыкантами, с подлинной реальностью, когда можно неспешно непосредственно рассматривать и изучать экспозиции, а не скользить по ним лишь виртуально.

Музей – не только выставки и экспозиции, это огромная внутренняя работа по хранению и реставрации фондов, это содержание здания и коммуникаций, управление большим коллективом. Как музеям, и конкретно Вашему музею, удаётся решать эти проблемы – не могли бы вы поделиться опытом и рекомендациями для коллег?

Обрели полезный опыт практической работы в дистанционном формате, большая часть работы проходила именно так, в том числе работа с учредителем, партнерами, с госкаталогом, шла корректировка и уточнение планов работы по всем направлениям, написанию концепций выставок и ТЭПов, подписанию договоров и актов выполненных работ, редактированию статей, сборников, а также финансовых расчетов с контрагентами, подведению итогов работы сотрудников по индивидуальным заданиям; по графику с выездом на место осуществлялись осмотры зданий и помещений, работа с проектировщиками, съемки экскурсий и интервью по запросам СМИ.

Кризис высветил многочисленные проблемы в правовой и финансовой защищенности музеев, в необходимости сплоченности музейного сообщества России. Какие именно проблемы вы считаете наиболее актуальными, требующими срочного разрешения и каково Ваше личное мнение о возможных путях их решения?

Требуется корректировка эффективных показателей госзадания, в первую очередь, отказ от «дамоклова меча» роста внебюджетных доходов, гарантии получения субсидий в полном объеме на обеспечение средней зарплаты, установленной по региону, возможность корректировки показателей по количеству выставок без сокращения субсидии

 

Галина Уланова. Предоставлено: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.
Галина Уланова. Предоставлено: ГЦТМ имени А.А. Бахрушина.

 

Мы надеемся, что скоро мы все вернемся к нормальной жизни и музеи будут опять доступны для посещения. Какие планы и наиболее значимые события вы готовите для своих посетителей?

Первой большой выставкой станет – уникальный выставочный проект «Дневники фронтовых бригад», посвященный фронтовым бригадам и театрам. Экспозиция откроется сразу после решения правительства о снятии карантинных ограничений.

Зрителям представится возможность познакомиться с раритетами военных лет – фотографиями, рукописями, афишами и подлинными фронтовыми дневниками.  Эти живые свидетельства сохранились и доступны сегодняшнему поколению благодаря особой инициативе музея им. А.А. Бахрушина – в самом начале войны его сотрудники выступили с призывом ко всем театрам и фронтовым бригадам вести дневники своих выступлений на фронте.

Бахрушинцы разработали форму такого дневника, добились его тиража и вручали театрам и фронтовым бригадам в надежде получить их по окончании войны. Вернулись не все, но те, что дошли, а это свыше 70 экземпляров, наглядно показывают, как советские артисты своим талантом и самоотверженностью вдохновляли бойцов и командиров в период войны.

В летний период планируется несколько памятных выставок – большая юбилейная «Алексей Бахрушин. Взгляд в будущее» к 155-летию основателя Театрального музея и «Власть сада. Путешествие в чеховском пространстве идей и образов» к 160-летию со дня рождения А.П. Чехова.

В нашем филиале Музее-квартире великой русской балерины Г.С. Улановой состоится «премьера» – будет открыта специальная экспозиция «Мир Галины Улановой».  

Выражаем благодарность отделу общественных связей Театрального музея имени А.А. Бахрушина и пресс-службе Международного фестиваля «Интермузей».

Официальный сайт ГЦТМ имени А.А. Бахрушина – http://www.gctm.ru

Подробнее обо всех событиях «Интермузея-2020» – на сайте https://imuseum.ru

 

Смотреть еще

Бахрушинский музей открывает новую экспозицию в Махачкале

Бахрушинский музей открывает новую экспозицию в Махачкале. 

С 19.06.2024.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *