XXII Международный фестиваль «Интермузей-2020» проходит с 27 по 29 мая 2020 года, впервые в новом цифровом формате. Он объединяет около 400 участников из всех федеральных округов РФ. На вопросы Cultobzor.ru ответил Дмитрий Петрович Бак, директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.
С чем музей выходит на фестиваль «Интермузей-2020», что вы ждете и хотите видеть в качестве результатов от столь масштабного и представительного форума – как с точки зрения продвижения самого музея, так и решения проблем музейного сообщества России?
В этом году Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля представляет на Интермузее очень важный для нас проект – выставку «Ноев ковчег писателей. Эвакуация 1941–1944».
Мы успели открыть ее в отделе ГМИРЛИ «Дом И.С. Остроухова в Трубниках» буквально накануне введения режима самоизоляции, но это был уже усеченный вернисаж – увидеть выставку смогли лишь некоторые представители прессы. И вот уже два месяца выставка закрыта для посетителей, хотя именно этот факт породил множество онлайн-проектов.
Более того, можно с уверенностью сказать, что благодаря технологическим возможностям нашим виртуальным посетителям стали доступны даже те экспонаты, которым на выставке уже не нашлось места, то есть, с одной стороны, выставка сузила диапазон своего воздействия, а с другой стороны – расширилась.
Еще одна важная тема, о которой мы будем специально говорить в культурной программе фестиваля – история нашего музея в годы Великой Отечественной войны. Многие сотрудники ушли на фронт, другие продолжали работу, готовили к эвакуации экспонаты, заботились об охране музейных помещений, и, конечно, участвовали в подготовке оборонительных укреплений под Москвой.
Научная, выставочная, издательская и лекционная работа шла полным ходом. Об этом идет речь в сетевом проекте с хештегом #Музейныйфронт, а на Интермузее о нашем прошлом военного времени расскажет заместитель директора ГМИРЛИ Эрнест Орлов.
Любые испытания – это вызов, заставляющий мобилизовать все ресурсы, найти новые решения и каналы коммуникации, расширить представление о деятельности и развитии музея. Какие решения, найденные и реализованные музеем в этот не простой период для взаимодействия со своими посетителями в онлайн формате, кажутся Вам наиболее удачными, которые музей будет развивать и в дальнейшем?
Можно с уверенностью сказать, что мы пережили вынужденный переход к сетевой работе достаточно легко, поскольку в последние годы музеем был накоплен в этой сфере значительный позитивный опыт. Каждая крупная выставка сопровождалась специальной событийной программой: лекциями, занятиями для детей, творческими вечерами, кураторскими экскурсиями, театральными представлениями и т.д.
Эти программы нам удалось почти беспрепятственно перевести в онлайн-формат. Кроме того, музей запустил несколько флешмобов, пожалуй, самый удачный – акция #писательдома, в которой приняли участие уже более 50 литературных музеев по всей стране и современные писатели, авторы «Редакции Елены Шубиной», а также акция #читательдома, в рамках которой представлены списки лучших книг для чтения в самоизоляции.
В последней акции может принять участие любой желающий, однако особенный интерес представляют подборки, подготовленные московскими посольствами и культурными представителями зарубежных стран, с которыми наш музей долго и плодотворно сотрудничает: Австрия, Израиль, Эстония, Италия, Франция и т.д.
Еще один новый для нас формат – литературная онлайн-викторина, по материалам выставок и постоянных экспозиций, которую мы провели в рамках акции «Ночь музеев» и получили много положительных откликов.
Музей – не только выставки и экспозиции, это огромная внутренняя работа по хранению и реставрации фондов, это содержание здания и коммуникаций, управление большим коллективом. Как музеям, и конкретно Вашему музею, удаётся решать эти проблемы – не могли бы вы поделиться опытом и рекомендациями для коллег?
Действительно, в наших фондах хранится более полумиллиона музейных предметов, каждый из которых требует внимания и заботы. У нас более десяти фондовых отделов. В них не только надлежащим образом хранятся музейные предметы разных типов (рукописи, книги, архивные аудиозаписи, негативы и фотографии, живопись, графика и т.д.), но и осуществляются некоторые виды экспертизы, ведутся реставрационные работы.
Особая область – учетная деятельность. В последние годы ее значение многократно выросло – главным образом в связи с необходимостью внесения предметов, входящих в коллекцию, в Госкаталог. Мы осуществляем долгосрочную программу ремонта и реставрации помещений, предназначенных для хранения фондовых коллекций.
Очень важен тот факт, что на основе фондовых предметов организуются открытые хранения с возможностью доступа посетителей – естественно, ограниченным, строго регламентированным, в соответствии с существующими нормами и правилами.
Крупнейший подобный проект – создание Музея звучащей литературы на основе нашей богатейшей коллекции аудиофондов, восходящей к петроградскому Институту живого слова, который был создан сразу после революции. Приходится с сожалением констатировать, что реализация многих проектов в результате событий последних месяцев оказалась отодвинутой на более поздние сроки – надеюсь, достаточно обозримые.
Кризис высветил многочисленные проблемы в правовой и финансовой защищенности музеев, в необходимости сплоченности музейного сообщества России. Какие именно проблемы вы считаете наиболее актуальными, требующими срочного разрешения и каково Ваше личное мнение о возможных путях их решения?
Я думаю, что на этот вопрос пока отвечать рано, поскольку не во всех деталях ясна картина потерь, понесенных музейной отраслью в результате пандемии. Многое, в частности, зависит от того, в какие сроки музеи смогут приступить к полноценной работе, а наши потенциальные посетители вновь обретут приятное обыкновение ходить в музеи.
Ясно одно: для решения насущных проблем понадобятся согласованные усилия сразу нескольких ведомств – не только Минкультуры, но и Минфина, Минюста, Минтруда и других. И, конечно, твердость и сплоченность музейного сообщества в это нелегкое время совершенно необходимы.
Мы надеемся, что скоро мы все вернемся к нормальной жизни и музеи будут опять доступны для посещения. Какие планы и наиболее значимые события вы готовите для своих посетителей?
Сейчас еще трудно говорить о конкретных проектах и сроках. Но мы надеемся, что нам удастся реализовать хотя бы часть из намеченных крупных проектов: например, выставки к юбилеям Есенина, Бунина и Фета.
Один из важнейших проектов этого года – выставка «Илья Остроухов: художник, коллекционер, музейщик», приуроченная к 100-летию официального открытия в особняке в Трубниковском переулке Музея иконописи и живописи имени И.С. Остроухова. Это будет первая монографическая выставка, посвященная Илье Остроухову. Мы постараемся рассказать о нем не только как о художнике, но и как о выдающемся общественном деятеле, и профессиональном организаторе музейного дела.
И конечно, мы смотрим уже в 2021 год, где нас ждет 100-летний юбилей Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и 200-летний юбилей Ф.М. Достоевского.
Выражаем благодарность отделу медиакоммуникаций Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля и пресс-службе Международного фестиваля «Интермузей».
Официальный сайт Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля – https://goslitmuz.ru
Подробнее обо всех событиях «Интермузея-2020» – на сайте https://imuseum.ru