XXII Международный фестиваль «Интермузей-2020» пройдет с 27 по 29 мая 2020 года, впервые в новом цифровом формате. Он объединит около 400 участников из всех федеральных округов РФ. На вопросы Cultobzor.ru ответила Светлана Николаевна Липатова, заместитель директора по развитию Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
О юбилее Музея имени Андрея Рублева и новых каналах коммуникации с посетителями
С чем Музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева выходит на фестиваль «Интермузей-2020», что вы ждете и хотите видеть в качестве результатов от столь масштабного и представительного форума – как с точки зрения продвижения самого музея, так и решения проблем музейного сообщества России?
Музей имени Андрея Рублева – единственный государственный специализированный музей древнерусской культуры и искусства. Он создан сразу после войны в 1947 году, поэтому тема проходящего в этом году фестиваля, связанная с 75-летием Победы, нам очень близка.
Та эпоха представляется очень живо – кругом послевоенная разруха, нужно налаживать жизнь, быт, на территории бывшего Андроникова монастыря, чудом не снесенного ещё, общежития с туалетами на улице и огороды, а энтузиасты, Петр Дмитриевич Барановский, Давид Ильич Арсенишвили говорят, что здесь нужно создавать музей, увековечивающий имя Андрея Рублева!
Эту историю мы рассказываем на нашем стенде, показывая архивные фотографии и современные залы музея. Нам интересен новый онлайн формат участия, позволяющий музеям найти новые каналы коммуникации – в том числе друг с другом. Это своеобразный вызов времени – готовы ли мы к созданию единого виртуального музейного пространства.
Надеюсь, что и в онлайн формате фестиваль останется тем же местом встречи профессионального сообщества, где можно узнать, чем и как живут музеи, что нового у коллег, какие стоят проблемы и задачи, а, главное, как их решать. У посетителей же будет уникальная возможность без спешки «посетить» все стенды, в том числе нашего музея, находясь в любой точке мира, где есть интернет. То есть потенциально у фестиваля в этом году аудитория намного шире.
Любые испытания – это вызов, заставляющий мобилизовать все ресурсы, найти новые решения и каналы коммуникации, расширить представление о деятельности и развитии музея. Какие решения, найденные и реализованные музеем в этот не простой период для взаимодействия со своими посетителями в онлайн формате, кажутся Вам наиболее удачными, которые музей будет развивать и в дальнейшем?
Мы постарались сделать так, чтобы каждый наш виртуальный «посетитель» получил информацию в том виде, в котором ему удобнее. То есть теперь музей можно не только смотреть, читать, но и слушать – накануне карантина мы запустили аудиогид по выставке «Дорогами святой Руси», которая, к сожалению, вскоре по известным причинам оказалась закрыта и недоступна, а контент остался, он доступен через мобильное приложение izi.travel.
Мы сделали подкасты, пробуя и тестируя разные платформы. Научные сотрудники музея рассказывают об истории музея, шедеврах собрания, христианской иконографии – все эти лекции можно слушать, они доступны, в том числе на SoundCloud и Яндекс.Музыке. Мы участвовали и в музейных международных флешмобах – один из них был запущен Йоркширским музеем, к нему присоединились музеи Германии, Австралии, и, конечно, России.
Охват аудитории был огромный – музеи показывали свои самые страшные, пугающие экспонаты, мы показали фреску, изображающую загробную участь человека. Мы постарались, чтобы во время так называемой самоизоляции музей вызвал интерес, запомнился и вызвал желание посетить его, когда это будет возможно.
Такова была цель у онлайн проекта «Мой любимый экспонат», в котором сотрудники музея из разных отделов рассказывают о своих любимых экспонатах в экспозиции. Эти видео каждую неделю мы публиковали на нашем YouTube канале и в социальных сетях. Отклик был большим – и нам есть о чем поговорить с посетителями.
Музей – не только выставки и экспозиции, это огромная внутренняя работа по хранению и реставрации фондов, это содержание здания и коммуникаций, управление большим коллективом. Как музеям, и конкретно Вашему музею, удаётся решать эти проблемы – не могли бы вы поделиться опытом и рекомендациями для коллег?
Да, конечно, музей – это сложный организм, и в основе его гармоничной жизни лежит сохранение традиций и в то же время стремление к движению вперед. У нас прекрасный коллектив, в котором работают сотрудники с двадцати-, тридцатилетним и более стажем, те, кто помнят стоявших у основания музея подвижников, имеют большой опыт хранительской работы.
Они с удовольствием делятся опытом с молодежью, с теми, кто пришел в музей с новыми знаниями, новыми компетенциями и, главное, с желанием быть частью этого большого целого. За последние три года коллектив музея вырос, так как нужно решать многочисленные задачи, которые Вы перечислили, и в музей пришли новые специалисты.
Расширился штат реставрационной мастерской, появились отделы музейного маркетинга и общественных связей. Появление в структуре музея других новых подразделений связано с планами по подготовке к реставрации зданий и ремонтным работам в связи с расширением музейных площадей. Нас всех объединяет любовь к своему делу, я думаю, так в каждом музее.
Кризис высветил многочисленные проблемы в правовой и финансовой защищенности музеев, в необходимости сплоченности музейного сообщества России. Какие именно проблемы вы считаете наиболее актуальными, требующими срочного разрешения и каково Ваше личное мнение о возможных путях их решения?
Музею имени Андрея Рублева, как и многих другим, не хватает площадей. Эта проблема была актуальна и до карантина, и останется актуальной ещё долго. У нас выдающееся собрание и большой выставочный потенциал.
Ориентиром для нашего музея является утвержденная концепция развития, которая предусматривает восстановление и реставрацию всего комплекса архитектурного ансамбля бывшего Спасо-Андроникова монастыря и зданий бывшей усадьбы Хрящевых-Шелапутиных, дополнительно переданных музею для новых выставочных площадей и фондохранилищ.
Это означает, что впереди у музея огромная работа. Тем тревожнее слышать от коллег, читать в СМИ о возникающих ситуациях и самим быть в такой ситуации, когда музейные здания и постройки могут быть предметом передачи по № 327-ФЗ, в котором не прописано, что есть особо ценные объекты, уникальные музеи, здания которых не могут подлежать какому-либо отчуждению.
Что касается финансовых проблем, то они, безусловно есть, ведь каждый закрывшийся на период карантина музей потерял источники дохода, большую часть которого составляет плата за входные билеты и экскурсионное обслуживание.
Выход из этого финансового кризиса будет долгим, оценить сейчас ущерб в полной мере невозможно, так как не определены на данный момент даты начала работы музеев в офлайне. Однако, цены на билеты мы поднимать не будем – музей должен быть всегда всем доступен, мы очень ждем встречи с нашими посетителями.
Мы надеемся, что скоро мы все вернемся к нормальной жизни и музеи будут опять доступны для посещения. Какие планы и наиболее значимые события вы готовите для своих посетителей?
Этот год юбилейный для нашего музея.
60 лет назад, 21 сентября 1960 года он впервые открыл свои двери для посетителей, хотя основан был тринадцатью годами ранее. Первая постоянная экспозиция расположилась в бывших помещениях гаража и в спасенном Спасском соборе, а собрание насчитывало всего 317 произведений.
Основатели и первые сотрудники музея вели самоотверженную работу по формированию собрания и реставрации спасенных из закрытых храмов и переданных из краеведческих коллекций икон. За прошедшие десятилетия музеем для посетителей проведены сотни выставок, прочитаны десятки тысяч лекций, изданы сотни книг.
Несколько поколений москвичей выросло здесь, гуляя на территории старинного ансамбля и посещая наш залы, в которых представлена вся история русского христианского искусства. В честь этой даты мы готовили и продолжаем готовить проект, посвященный истории создания и развития реставрационной мастерской музея. Он продемонстрирует наиболее яркие и значимые произведения, обретшие новую жизнь трудами реставраторов.
Условия карантина показали, что реставратор – не та профессия, при которой можно работать удаленно. Реставраторы в любых условиях – это люди, непосредственно, при любых обстоятельствах работающие с произведениями искусства, заботящиеся об их сохранности и сохранении.
Мы планировали эту выставку как главную выставку года, планировали на осень, но точная дата будет зависеть от общей эпидемиологической обстановки. Тем не менее наша цель – в полном смысле слова заново открыть музей для посетителей, привлечь внимание к его главным приоритетам – сохранению, реставрации и изучению наследия.
Выражаем благодарность отделу общественных связей Музея имени Андрея Рублева и пресс-службе Международного фестиваля «Интермузей».
Официальный сайт Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева – https://www.rublev-museum.ru
Подробнее обо всех событиях «Интермузея-2020» – на сайте https://imuseum.ru