Вторник , Декабрь 12 2017
Главная / Выставки / Выставки в 2017 году / Выставки в декабре 2017 / Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследование и реставрация.

Судьба одной картины Андрея Иванова. Исследование и реставрация.

До 14.01.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Третьяковская галерея постоянно ведет работу по изучению, научному осмыслению и реставрации произведений из собственных фондов. В рамках этих исследований периодически появляются уточнения, а также происходят большие открытия, как случилось и на этот раз.

В 2017 году завершились работы по изучению и восстановлению картины известного исторического живописца А.И. Иванова «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (1829) из собрания Третьяковской галереи, в том числе была проведена реставрация рамы XIX века с воссозданием утраченных деталей.

На протяжении трех лет проводились комплексные исследования и реставрация, которые позволили не только вернуть полотну первозданные живописные качества, но и определить подлинный сюжет картины: обнаружить интересные факты истории ее создания и дальнейшей судьбы.

 

А.И. Иванов «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» 1829 Собрание Государственной Третьяковской галереи.
А.И. Иванов «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» 1829 Собрание Государственной Третьяковской галереи.

 

Монументальное полотно А.И. Иванова (1775–1848), преподавателя Императорской Академии художеств, отца знаменитого живописца Александра Иванова, долгие годы бытовало в собрании Третьяковской галереи под названием «Крещение князя Владимира в Корсуни».

Оно поступило в коллекцию музея в 1968 году из семьи Е. Г. Арендт, вдовы известного врача-кардиолога А. А. Арендта. И хотя на картине есть подпись (инициалы) и дата: 1829. Д.15. Пр: А.И:, у специалистов возникали некоторые сомнения в ее авторстве, поскольку по характеру композиции и живописи это произведение отличается от работ, созданных мастером ранее.

При внимательном анализе изображенной сцены стало очевидным, что драматичность происходящего, выраженная в эмоциях и жестах действующих лиц, не соответствует приподнятому и праздничному смыслу обряда крещения.

Тогда как эпизод из жизни духовного покровителя Милана, запретившего императору Феодосию войти в храм и причаститься после учиненной им кровавой расправы над восставшими фессалоникийцами, соответствует исполненной Ивановым композиции. Художник запечатлел момент, когда епископ Амвросий Медиоланский останавливает императора на ступенях храма.

 

П.П. Рубенс «Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий» 1615-1616 Музей истории искусств, Вена
П.П. Рубенс «Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий» 1615-1616 Музей истории искусств, Вена

 

В западноевропейском искусстве из произведений на этот сюжет наиболее известны полотна П. Рубенса и А. Ван Дейка, гравюры с живописных оригиналов. Русская традиция знает преимущественно иконные изображения св. Амвросия, почитаемого в православии как борца с арианской ересью, проповедника и богослова. С конца XVIII века стали появляться гравюры русских мастеров с европейских оригиналов.

Работая над композицией, А.И. Иванов, очевидно, ориентировался на картину И. И. Бельского, написанную в 1794 году по гравюре П. Рубенса для Троицкого собора Александро-Невской лавры, или непосредственно на гравированный образец.

Однако прямых аналогий с какими-либо произведениями полотно не имеет. В соответствии с православной традицией художник облачает епископа в одежды восточных патриархов. Император Феодосий и его военачальники предстают в условных римских военных доспехах. Образуя полукруг, замерли рядом с главными персонажами церковные служители, воины и жители города. Архитектура создает «сценическую площадку» для драматического действия.

За почти 200-летнюю жизнь картина претерпела многое и неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам. До ее поступления в музей дублировка полотна на более тонкий холст была проведена непрофессионально и с нарушением технологии. Из-за этого не удалось устранить деформацию авторского холста, возникшую от многочисленных сломов вследствие неблагоприятных условий хранения и неправильной транспортировки. По всей поверхности полотна наблюдались многочисленные записи с подведенным грунтом и без него, изменившиеся в тоне и сильно потемневшие.

 

А. ван Дейк «Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий» 1618 Национальная галерея, Лондон
А. ван Дейк «Св. Амвросий Медиоланский и император Феодосий» 1618 Национальная галерея, Лондон

 

В результате целого комплекса сложных реставрационных работ с проведением дополнительных исследований картина обрела новую жизнь. Для подтверждения авторства произведения была организована научная экспедиция в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, где находится эталонное полотно «Снятие с креста», исполненное Ивановым в 1831 году.

Научные изыскания в архивах позволили выяснить, что произведение на столь редкую для русского искусства тему было создано профессором Академии художеств Ивановым в числе других заказов для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине.

Учрежденная Святейшим Синодом в начале XVIII века китайская миссия была самой ранней среди зарубежных представительств русской церкви. Каменное здание для храма на южном подворье (Наньгуане) было построено в 1729 году, в 1736-м церковь освящена во имя Сретения Господня.

Первый заказ, куда входили образа для иконостаса, был исполнен Ивановым в 1823-м. Картина с изображением Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа для православного храма в Пекине, полученного А. И. Ивановым. В числе четырех сюжетных композиций она была отправлена с очередной, 11-й духовной миссией в 1830 году в Пекин.

Таким образом, для Сретенского храма мастер написал 18 работ, судьба которых, как и обстоятельства счастливого возвращения «Амвросия Медиоланского» в Россию, остаются неизвестными. В XX веке русская духовная миссия подверглась политическим и религиозным гонениям, а многие художественные ценности оказались утрачены.

 

И.И. Бельский «Святой Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход во храм после резни в Фессалониках» До 1794 Государственный Русский Музей
И.И. Бельский «Святой Амвросий Медиоланский возбраняет императору Феодосию Великому вход во храм после резни в Фессалониках» До 1794 Государственный Русский Музей

 

Исследователи считают, что картина была кем-то вывезена в СССР как полотно на исторический сюжет и попала к потомственному врачу А. А. Арендту, сюжет, ошибочно определенный как крещение князя Владимира, мог быть ему особенно интересен.

В настоящее время восстановление православной церкви в Пекине и позитивные перемены в русском духовном представительстве в Китае придают выставке одного из спасенных полотен Сретенского храма особый смысл.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 февраля 2011 года на базе храма Святителя Николая в Голутвине было учреждено Китайское патриаршее подворье. Рядом находится дом, принадлежавший братьям Третьяковым, где откроется филиал Третьяковской галереи.

Выставка сопровождается мультимедийной презентацией процесса изучения и реставрации картины. В рамках выставки проводится авторский цикл из 4 лекций куратора С.С. Степановой «Следствие ведет искусствовед». 

 

А.И. Иванов «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (фрагмент) 1829 Собрание Государственной Третьяковской галереи.
А.И. Иванов «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» (фрагмент) 1829 Собрание Государственной Третьяковской галереи.

 

Информация (на 17.10.2017):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 11.

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

 

Check Also

К 125-летию передачи Третьяковской галереи городу Москве.

К 125-летию передачи Третьяковской галереи городу Москве.

До 14.01.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *