Пятница , 29 марта 2024

Никола Пуссен. Царство Флоры.

До 26.07.2015 в ГМИИ имени А.С.Пушкина.

 

К 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне приурочен показ картины Никола Пуссена «Царство Флоры» из собрания Дрезденской галереи.

Аллегорическое полотно о происхождении цветов второй раз показывается в Москве, – в 1955 году эта картина вошла в экспозицию шедевров Дрезденской картинной галереи в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Ирина Антонова,  Президент ГМИИ им А.С. Пушкина:

«Мы благодарим директора Дрезденской галереи доктора Хартвига Фишера за его выбор картины Никола Пуссена «Царство Флоры» для показа на выставке, посвященной 70-детию со дня окончания Великой Отечественной Войны. Герои « Метаморфоз» римского поэта Овидия, трагически погибая, возвращаются к нам в образах прекрасных цветов. Какой возвышенный венок памяти».

*********

 

Никола Пуссен "Царство Флоры" Дрезденская картинная галерея
Никола Пуссен «Царство Флоры» Дрезденская картинная галерея

 

Полотно «Царство  Флоры» из   Картинной галереи старых мастеров в Дрездене – одно из центральных произведений в  художественном наследии  Никола Пуссена (1594-1665).

Картина относится к так называемому второму римскому периоду (1630-1640) творчества Пуссена, когда мастер создавал самые лирические и поэтические по своей природе произведения, и является одним из самых известных полотен художника того времени.

Пуссен закончил работу над «Царством Флоры» в апреле 1631 года.  Эта картина была вторым произведением, созданным по заказу знатного сицилийца  Фабрицио Вальгуарнеры. Вместе с  полотном  «Чума в Азоте» (1630-1631; Париж, Лувр) она составляла пару в собрании  Вальгуарнеры.

 

Никола Пуссен "Чума в Азоте" Лувр, Париж
Никола Пуссен «Чума в Азоте» Лувр, Париж

 

Работая над его заказом, Пуссен невольно стал заложником судебного процесса, связанного с продажей бриллиантов, похищенных заказчиком в Испании;  сицилиец вложил часть добытых средств в произведения живописи Ланфранко, Валантена и Пуссена.

В 1632 году Вальгуарнера умер в тюрьме. После  его смерти картина «Царство Флоры» проходила на нескольких аукционах, до  1686 года была известна во Франции только благодаря гравюре Одрана.  В 1716 году была приобретена в Париже бароном Раймоном Ле Пла для Августа II Сильного,  впоследствии вошла  в собрание Дрезденской галереи.

Флора  – древнеримская богиня цветов и весны. Она  почиталась при дворе Барберини, покровителей художника, была одним из центральных образов поэзии Марино. В 1633 году вышел в свет иллюстрированный ботанический словарь «Флора», изданный иезуитом Джованни Феррари, близким двору Барберини и кругу Кассионо даль Поццо. Ученые, друзья Пуссена, изучая мифы о метаморфозах, сами разводили «мифологические» цветы, встречающиеся в произведении Овидия «Метаморфозы».

Пуссен посвятил богине цветов два своих живописных произведения, наполненных поэтическим настроением: «Триумф Флоры» (Париж, Лувр) и «Царство Флоры» (Дрезден). В полотне из Лувра, написанном около 1627 года,  процессия с восседающей на колеснице Флорой  движется на фоне полей и гор. Богиня окружена героями мифа, превратившимися впоследствии в цветы — Аяксом, Нарциссом, Адонисом, Клитией, Смилакой,  которые будут представлены и в картине «Царство Флоры».

 

Никола Пуссен "Триумф Флоры" Лувр, Париж
Никола Пуссен «Триумф Флоры» Лувр, Париж

 

Оба полотна были созданы  по мотивам  поэмы Овидия «Метаморфозы», которая включает и мифы о превращении богами людей в цветы.

Называются и другие литературные источники полотна  «Царство Флоры» – «Фасты» Овидия,  произведения Марино «Адонис», «Роза» и «Европа». В связи с этим в научной  литературе, посвященной дрезденскому шедевру, существует множество интерпретаций и различных иконографических теорий.

«Царство Флоры» – одна из самых загадочных картин в творчестве Пуссена. Показательным  является тот факт, что во время судебного процесса  в документах, в которых фигурировало дрезденское полотно, Вальгуарнера назвал картину «Весна», а сам Пуссен – «Садом цветов». Художник не следовал строго литературному источнику, создавая живописную  «поэму», по-новому трактуя миф.

Впервые к теме «сада цветов» живописец обратился около 1626 года.  Сохранился подготовительный рисунок к картине «Царство Флоры» (Виндзор, Королевская библиотека), где французский мастер наметил все основные элементы композиции будущего полотна.

 

Никола Пуссен «Царство Флоры» Виндзор, Королевская библиотека
Никола Пуссен «Царство Флоры» Виндзор, Королевская библиотека

 

Пуссен в «Царстве Флоры» изображает своих героев в саду на фоне перголы   и фонтана, которые образуют сценическую площадку, на которой развивается действие.

Смысловым центром композиции является  танцующая Флора в пеплосе цвета зеленой травы. Золотистые волосы развеваются в ритме танца, голубая лента, украшающая одеяние, передает кружение Флоры. Фигура богини смещена немного вправо от центральной оси картины; взмах ее руки, рождающей  из пальцев цветы,  задает общее  внутреннее движение на полотне.

Слева изображен  могучий воин Аякс,  герой Троянской войны. Жертвами меча Аякса, обезумевшего по воле Афины, стало стадо скота, когда же к нему вернулся рассудок, он в отчаянии пронзает себя мечом, и из капель крови рождаются  белые гвоздики.

 

Никола Пуссен "Царство Флоры" (фрагмент) - танцующая Флора
Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — танцующая Флора
Никола Пуссен "Царство Флоры" (фрагмент) - Аякс
Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Аякс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На переднем плане коленопреклоненный Нарцисс любуется своим отражением, напротив него нимфа, придерживает сосуд с водой (иногда ее идентифицируют с Эхо); скорее всего, перед нами нимфа водного источника, дающая жизнь цветам в природе.

За  фигурой  Нарцисса виднеется Клития, она обернулась, смотря вдаль на колесницу Аполлона. Клития, не добившись от бога солнца взаимности, впала в безумие, не в состоянии оторвать взгляда от Аполлона, так и приросла к земле, превратившись в подсолнечник, постоянно поворачивающий  свои лепестки вслед за солнцем.

 

Никола Пуссен "Царство Флоры" (фрагмент) - Нарцисс, Эхо и Клития
Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Нарцисс, Эхо и Клития

 

Справа на переднем плане изображены возлюбленные, что  «малыми стали цветами» –  белокурый юноша Крокус и Смилака, переродившаяся во вьюнок. За ними – Адонис с собаками,  спутник Афродиты, опираясь на копье, взирает на кровоточащую рану. На охоте он был растерзан диким кабаном, из крови его расцвели анемоны.

Рядом с ним стоит Гиацинт, любимец Аполлона, касаясь смертельной раны на голове, нанесенной ему случайно богом солнца, любуется цветами, в которые он затем будет превращен своим покровителем.

 

Никола Пуссен "Царство Флоры" (фрагмент) - Крокус, Смилака, Адонис и Гиацинт
Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Крокус, Смилака, Адонис и Гиацинт

 

Наконец, в небе, в облаках изображен сам Аполлон, он управляет квадригой лошадей, проносящихся через зодиакальное  кольцо, символизируя непрерывный ход времени.

Так на полотне Пуссена над смертными героями  царят три божества –  Флора, танцующая в кругу амуров, Аполлон и Приап  – бог плодоносящих сил природы,  бог сада и праздников. Последний представлен гермой, украшенной венками из цветов, за ним изображен алтарь со сценами вакханалий,    на котором располагается корзина с цветами, как приношение  Приапу.

 

Никола Пуссен "Царство Флоры" (фрагмент) - Аполлон на колеснице
Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Аполлон на колеснице

 

В зодиакальном кольце, сквозь которое пролетает колесница Аполлона, ярче всего горит знак тельца, обозначая  время года – весну. Вспомним и название картины, которое дал Вальгуарнера, – Primavera (Весна). Флора выступает на картине как богиня весеннего цветения, а ее танец — символ вечного обновления природы.

Несмотря на то, что Пуссен изобразил  трагические  моменты в жизни  мифологических героев, произведение  наполнено поэзией и радостью жизни.

В картине «Царство Флоры» художник избежал самой печальной развязки, как, например, в его произведениях «Нарцисс и Эхо» (Париж, Лувр), «Венера и Адонис» (Кан, Музей изобразительных искусств) с изображенными на земле  погибшими героями.

 

Никола Пуссен «Нарцисс и Эхо» Лувр, Париж
Никола Пуссен «Нарцисс и Эхо» Лувр, Париж

 

Все освещено улыбкой Флоры и лучезарным светом, исходящим от бога солнца Аполлона. Праздничное настроение создается светлой палитрой, построенной на сочетании  жемчужно-палевых,  зеленых, голубых, и охристых тонов.

Пуссен отказывается от темных, непрозрачных теней в изображении одежд и от темных фонов. В «Царстве Флоры» сохраняется поэзия и лирика, свойственная  работам, написанным под непосредственным влиянием Тициана, но композиция становится более выстроенной, не утрачивая при этом свободы и естественности.

Цветовое решение и уравновешенное расположение фигур в пространстве дает ощущение гармонии, красоты и  спокойствия. Главное новшество – высветление палитры. «Царство Флоры» – истинное наслаждение для глаз. Сложность интерпретаций не лишает это произведение легкости  восприятия.

История о происхождении цветов по воле художника стала живописной «поэмой» о рождении и смерти, перевоплощении и воскрешении, гимном мудрому устройству мироздания.

 

Никола Пуссен "Царство Флоры" (фрагмент) - Флора
Никола Пуссен «Царство Флоры» (фрагмент) — Флора

 

Выражаю благодарность пресс-службе ГМИИ имени А.С.Пушкина за предоставленные материалы.

 

Информация (на 29.04.2015):

Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина – основное здание

Адрес: улица Волхонка, дом 12 (ближайшая станция метро «Кропоткинская»)

Время работы: вторник, среда, пятница – воскресенье – с 10:00 до 19:00, в четверг с 10:00 до 21:00. Выходной день – понедельник

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

 

Смотреть еще

ГМИИ имени А.С. Пушкина Выставка Испанская коллекция Из собраний российских музеев

Испанская коллекция. Из собраний российских музеев.

С 08.11.2023 до 24.02.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *