В Галерее «Богородское» Объединения «Выставочные залы Москвы» продолжает свою работу выставка «Культурный фреш №1. Место встречи» — выставка сайт-специфик искусства по итогам арт-лаборатории, посвященной художественной рефлексии района города Москвы Богородское.
Кураторы: Катя Финкельштейн, Дарья Яроменок.
Выставка продлится до 24 июля 2022 года. Подробнее – http://cultobzor.ru/2022/06/kulturnyj-fresh-1-mesto-vstrechi/
Мы собрали впечатления художников проекта о работе в рамках арт-лаборатории «Место встречи» и своём опыте совместного участия в подготовке сайт-специфик выставки. Также вы можете прочитать обзор итогов проекта от его куратора Кати Финкельштейн – http://cultobzor.ru/2022/07/kurator-katya-finkelshtejn-o-proekte-i-art-laboratorii-mesto-vstrechi/
Ирина Гулякина
ЯНА МАЛИНОВСКАЯ, ИРИНА ГУЛЯКИНА «САДЫ ЗЕМНЫЕ II».
ИРИНА ГУЛЯКИНА «В ТЕНИ МНОГОЭТАЖКИ».
«Проект района Богородское для меня — это, прежде всего, столкновение с собственным прошлым. В соседнем районе (Преображенское) я прожила 4 года. Это был период жизни очень «нормальный» – стандартная однушка в хрущевке, будни молодой семьи специалистов, только закончивших вуз, первый ребёнок, детский садик. Эти районы очень похожи, но все-таки разные.
И первоначальный план поработать с собственной «растительной» душой по Аристотелю, укореняющейся и оставляющей семена в разных местах проживания, – этот план изменился на первой прогулке по Богородскому. Практически с первых моментов, мое внимание захватили многочисленные самоорганизованные палисадники и клумбы возле стандартных многоэтажек 50-80х годов. Подготовленные метафоры о памяти места смасштабировались с личного в художественное осмысление более общих практик укоренения в места проживания.
Это упорное желание жителей района создать «красоту», вырастить сад и населить его сказочными персонажами, в народе называемый «ЖЭК арт», находится на грани легализованных действий, никак не защищённых официальными структурами власти.
Возможно, это попытки отстоять право на «свою» землю, также, как и активистская борьба за старые деревья в Москве – прояснение чей же это город – мэра, городских муниципалитетов и властных структур или городских жителей, которые могут возделывать землю возле своих домов и сажать деревья.
Или это такой эскапизм из реальности «в память о жизни в том, другом мире, где можно было разговаривать с деревьями, животными и со звездами» – как написала Яна Малиновская, художница и исследовательница, с которой мы объединились в своем интересе к палисадникам в районе Богородское.
Можно сказать, что опыт взаимодействия с местом получился для меня чувственным, через призму собственных переживаний и размышлений».
Елена Треуголка
ЛУЧШИЕ ЛЮДИ ЗАВОДА.
«В моей творческой практике главную роль занимает личное исследование. Я часто могу просидеть несколько дней подряд за сбором исторического материала. Это могут быть фото, статьи, книги, журналы, словом, все, что поможет мне в дальнейшей работе. Так было и с Богородским. Для меня этот район оказался близок промышленным наследием, в том числе заинтересовал завод «Красный Богатырь» ещё задолго до того, как я его увидела вживую.
Сначала в рамках арт-лаборатории я хотела запечатлеть предметы с этого завода, чтобы сохранить о них память, так как в ближайшем будущем либо завод снесут, либо отреставрируют явно до неузнаваемости.
Но углубившись в исторический материал, я нашла статью, где говорилось о проблематике данного места, о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться заводчанам в процессе переработки каучука (именно этим и занимался данный завод). Меня это сильно задело, и я решила, что работу об этом сделать очень важно».
Татьяна Колупаева
БОЛЬШОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ РАЙОНА.
«Район Богородское стал для меня местом притяжения с тех пор, как ввели в эксплуатацию Северо-восточную хорду, и я стала ежедневно проезжать по парку Лосиный остров, по району, пересекать лесной массив, наслаждаться природой. Я с удовольствием смотрю на лес и на пруд, пока я стою в пробке. Вечером я тоже возвращаюсь по этому району, я заезжаю в автосервисы, в магазины, в салоны красоты.
В этом районе живет моя близкая подруга и, как оказалось много других моих знакомых, для которых я стала популяризатором галереи. Семья моих друзей, которые являются коренными жителями этого района помогла мне с подбором архивных фотографий 60-70 годов. Их семейный фотоальбом с образами жителей Богородского дал мне идеи для сайт-специфик работы.
В процессе работы нашей лаборатории я ходила по району и делала натурные зарисовки маслом в особенно близких мне локациях. Постоять на природе, подышать воздухом, прожить некоторое время здесь и сейчас с холстом и красками — в этом состоит моя любимая арт практика, которой я последовательно придерживалась в нашей лаборатории.
Коллаж из образов прошлого и живопись маслом из времени настоящего с использованием реального притягательного материала- магнитного полотна составили целую серию работ, посвященных району».
Алю Сегова
РУСАЛОЧЬЯ ЗАПРУДА. КОНСТРУКТИВИСТСКИЙ КВАРТАЛ. ЗАПОВЕДНАЯ ЗОНА. В ТЕНИ ЗАВОДА. КОЛЛАЖИ.
«Я живу в Богородском полтора года, и как только я сюда переехала, этот район меня поразил своей особенной, почти провинциальной атмосферой. Потом, конечно, эти впечатления немного истерлись.
Поэтому во время лаборатории для меня было важно оглянуться назад и выделить те детали, которые показались мне характерными и заслуживающими внимания. Мне кажется, что у меня это получилось. Выбрав самые яркие места района, я смешала их с мифологией (тема, с которой я постоянно работаю), населив персонажами славянского фольклора, связанными с топографией или историей этих мест».
Анна Двор
В ОЖИДАНИИ. ВИДЕО.
ФИЗИКА БОГОРОДСКОГО. ЗАКОН СООБЩАЮЩИХСЯ ПРОСТРАНСТВ.
«Что я поняла в ходе арт-лаборатории? В сайт-специфик проектах художнику важно расслабиться и довериться месту, с которым взаимодействуешь. Например, в начале лаборатории для своего проекта я задумала снимать расселенную пятиэтажку. Это было в апреле. Потом проект дорабатывался, и ближе ко дню съемок в конце мая я с ужасом осознала, что за это время распустились деревья и совершенно изменили тот вид, который я хотела зафиксировать в работе.
Но я вышла на съемку, чтобы попробовать на месте найти отголоски моего первого впечатления. В итоге съемка прошла отлично! Место сохранило свою атмосферу, значит моя идея была точной. На фоне цветущей природы покинутость, отстранённость дома проступала ещё сильнее. При этом в целом я до последнего момента была готова менять концепцию работы, прислушиваться к месту, чтобы проект оставался искренним.
Думаю, такой открытый подход очень важен, и кураторы изначально стимулировали его. Хотя мы (художники) пришли в лабораторию с идеями проектов, нам не раз говорили, что мы можем свободно менять тему. Невозможно понять заранее, о чём конкретное место захочет поговорить с тобой».
Выражаем благодарность Кате Финкельштейн за предоставленные материалы и помощь в подготовке публикации.
Фоторепортаж Cultobzor.ru: