10 августа 2024 года открылась новая региональная инициатива в области современного искусства: самопровозглашенный Боровский Центр Современного Искусства (БЦСИ) – перформативным действием «Сад земных превозмождений».
Боровск – маленький старинный городок в 100 километрах от Москвы уже имеет потенциал занять свое место в актуальном искусстве – активистско-художественной деятельностью стенописца Владимира Овчинникова. Возможно, инициатива БЦСИ еще больше будет привлекать неравнодушных к искусству оставить большой город и потратить 2,5 часа в транспорте чтобы оказаться возле небольшого домика на холме».
Организаторка БЦСИ – художница Ирина Гулякина, собрала отзывы о событии, и данная заметка будет выстроена на разных мнениях и впечатлениях как участников, так и гостей открытия.
ОЛЬГА ТУМАНОВА, ХУДОЖНИЦА И РЕЖИССЕР:
«Региональные инициативы — это нелегкий процесс. В Москве мы уже как-то привыкли друг к другу, есть своя среда, художественные площадки и образовательные институции. Боровский Центр Современного Искусства просто ждал, что Ирина будет готова его сделать.
Город пропитан искусством, там уже сложилось художественно актерское сообщество. А теперь это будет новая арт точка на карте для работы и отдыха художников: полтора часа на машине от Москвы, и воздух уже другой, можно выдохнуть и замедлиться.
Была рада быть в числе первой группы счастливчиков-резидентов. В начале августа, перед самым открытием мы снимали в Боровске фильм при поддержке Боровского Центра Современного Искусства. Это была невероятно уютная атмосфера и помощь в наших странных запросах. Хочется пожелать Ирине Гулякиной, основательнице БЦСИ, сил и энергии, а если у вас будет возможность, следите за событиями и обязательно посетите эту точку на карте.»
СЕРГЕЙ КАТРАН, ХУДОЖНИК:
«Название перформанса «Сад земных превозмождений» отсылает к произведению Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», одному из самых известных и загадочных произведений мирового искусства. Слово же «наслаждение» авторами перформанса заменено на редко употребимое «превозможение». То есть зрителю и участнику предложено сменить наслаждение на преодоление? Или получать удовольствие от преодоления чего-то? При условии, если моё предположение верно и «превозможение» следует понимать как «преодоление».
Вероятно, художница Ирина Гулякина и Сообщество 22, вдохновлённые книгой Майкла Мардера “Растительное мышление. Философия вегетативной жизни” выходят из конструкции картины, чтобы поправить реальность, но делают они это деликатно – так, чтобы не нарушить равновесие между двумя мирами. Они уподобляются растениям для того, чтобы синхронизироваться с иной формой жизни, проникнуть в тайну растительной вселенной.
Этот опыт направлен на изменения не внешнего, а внутреннего себя, поскольку лишь изменив себя мы сможем изменить окружающий мир. Отрадно, что этот перформанс стал первым событием произошедшим в самоорганизованном пространстве нового места силы – Боровского Центра Современного Искусства.
ЯНА МАЛИНОВСКАЯ, КУРАТОР, ИССЛЕДОВАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА:
«Ирина Гулякина, художник и куратор представила на открытии самоорганизации «Боровский центр современного искусства» коллективный перфомативный «коллаж» – действие, объединяющее саунд, видео, инсталляцию в пространстве и партисипаторные практики. «Сад земных превозмождений», перформанс растительного мышления от «Сообщества 22» и приглашенных перформеров вдохновлен современной натурфилософией и художественными практиками самой художницы.
Исследователь перформанса Ричард Шехнер указывал на общность перфоманса с ритуалом. Ритуал есть сакральное действие, направленное на преодоление ситуации перехода. В большинстве художественных перформативных проектов Ирины Гулякиной прослеживается тема ритуального перехода из одного состояния в другое, через драматическую трансформацию. В перформансе «растительного мышления» Ирины Гулякиной тема трансформации раскрывается в идее синтеза «растительного и человеческого».
Сама идея не нова, можно припомнить одухотворённое сочинение «Человек-растение» Жюльена Ламетри начала XVIII века или забавный факт, что 60% генома ДНК человека имеют аналог в геноме банана. Тем интереснее оказались поиски новых связей между человеческим и растительным, результат которых был представлен в форме пластической антропоморфно-вегетативной ситуации, происходящей в пространстве вечернего сада.
Несколько женщин-перформеров застыли в разных положениях в пространстве сада в отражении множества зеркал. В сгущающихся сумерках, под светом ламп, отдельные микродвижения тел – словно ветер слегка коснулся деревьев. Действие сопровождалось саунд-композицией и видеоинсталляцией.
В ритуале миф воплощается в реальность. Трансформация женского тела в тело растительное через зеркальное отражение словно новый миф о Нарциссической Дафне, которая, отринув объятия Аполлона, укореняется, утверждается в самолюбовании, не в силах разорвать контакт с зеркальной поверхностью.»
ДАРЬЯ БЛУДОВА, ХУДОЖНИЦА И КУРАТОР:
«Сад земных превозмождений». Частный сад, вечерний сумрак, пение цикад, выхваченные светом отдельные субстанции персонажей – так автор создает атмосферу погружение в межвременное, первобытное пространство.
Точка отсчета, где свершается акт создания мира, через попытку обратиться внутрь себя – разглядеть «человека в зеркале» и вступить с ним в контакт, замедлиться, чтобы начать действовать. Внутренние перемены, как правило, происходят незаметно, с каждым новым движением. Автор позволяет им случиться здесь и сейчас».
ВАСИЛИСА КРАСНОЯРОВА, УЧАСТНИЦА ПЕРФОРМАНСА В БЦСИ:
«Опыт перформанса «Сад земных превозмождений» был для меня сочетанием коллективного и индивидуального. Коллективность была в самом появлении названия, которое родилось в ходе дискуссии в Сообществе 22, в групповом переживании перевоплощения перформерок, в отказе от индивидуального в пользу группового. Внутри перформанса каждая отдельная участница была неотделимой частью целого; так отдельные деревья или грибы зачастую вырастают из единой корневой системы.
Вместе с тем проживание действия было максимально индивидуалистическим. Перед перформансом у меня было ожидание деперсонализации, однако на практике была максимальная концентрация на своем присутствии в реальности. Отчасти, из-за ощущения собственной беззащитности перед окружающей средой – ветром, дождем, насекомыми и зрителями».
КСЕНИЯ КУДАСОВА, УЧАСТНИЦА ПЕРФОРМАНСА В БЦСИ:
«Перформанс «Сад земных превозмождений» стал для меня опытом погружения в цифровое фитоединство. Это была первая итерация серии лабораторий “Растительное мышление”, где участники, словно виртуальные растения, с корнями в физической и цифровой почве, соединяли миры онлайн и офлайн. По выданной нотации мы замирали, как деревья на ветру, созерцая отражение в зеркале или экране, врастая в свое внутреннее состояние, словно укореняясь в почве.
Несмотря на кажущуюся простоту задачи, удерживать внимание мне было сложно — мысли блуждали, как корни, пробивающиеся сквозь асфальт. Однако со временем пришло чувство синхронизации, словно наше коллективное тело стало ветвями одного дерева, начало пускать корни в цифровое пространство, создавая ощущение ствола, несмотря на физическую разделенность.
Для меня в «Саду земных превозмождений» слились три силы: коллективность, растительное мышление и цифровой шаманизм, как если бы цифровой лес решил прикинуться природой. Мы были листьями на дереве, чьи корни врастали в трещины между реальным и виртуальным, находя там древние байты и мемы. Коллективная мысль текла по этим корням, пробуждая в нас фитоментальность, чистую в своей простоте».
ИНФОРМАЦИЯ О СОБЫТИИ:
Когда: 10 августа 2024.
Что: Открытие самопровозглашенного Боровского центра современного искусства БЦСИ
Куратор проекта: Ирина Гулякина
Участницы перформанса в БЦСИ: Ирина Гулякина, Василиса Красноярова, Альфия Шамсутдинова,Маргарита Викторова, Оля Шершнева, Ира Феда, Анастасия Лу.
Перформерки он-лайн: Елена Чеботарева, Ксюша Кудасова, Лиана Фролова, Анастасия Шабалина, Оля Сорокина.
Благодарим за помощь в организации события в БЦСИ: Аллу Матыс, Дениса Гулякина, Михаила Бабичева, Вадима Сидоренко.