Александр Тышлер. Игра и лицедейство.

До 17.09.2017 в ГМИИ имени А.С. Пушкина – Отдел личных коллекций.

На выставке представлено около 150 произведений Александра Тышлера – живопись, графика, эскизы костюмов и декораций – из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Экспозиция дополнена работами из частных коллекций.

Выставка приурочена к изданию каталога произведений художника, находящихся в собрании музея. Данное издание – значительный этап в изучении творчества замечательного мастера, связавшего театральную сцену и поэзию вымысла.

Монографическая выставка работ Александра Тышлера – явление чрезвычайно редкое: последняя прошла в Москве в 1998 году, почти 20 лет назад. Связь театральной сцены с поэзией вымысла – вот основной мотив нынешнего масштабного показа произведений художника.

Экспозиция разделена на пять частей, посвященных темам, которые волновали мастера на протяжении его долгой и плодотворной жизни: «Человек на Земле», «Расстрельные темы», «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме», «Театр» и «Капричос».

Одна из важнейших страниц в творчестве Тышлера – работы для театра. Художник оформил более 80 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Минска. Искусствовед и критик Яков Тугендхольд назвал особенностью искусства Тышлера «склонность к игре и лицедейству».

Эта склонность и определила универсальный характер творческого метода мастера: он был применим и в станковых формах изобразительного искусства, и в театральной сценографии. Произведения, представленные в разделе «Театр», отличаются стилевым и цветовым единством, начиная с общего оформления декораций и заканчивая проработкой деталей костюма.

В разделе «Любовь, или Мечта о Прекрасной Даме» представлена самая ранняя работа Тышлера из собрания ОЛК – рисунок «Ванда».

Этот особый, мерцающий женский образ будет сопровождать художника на протяжении всего творчества: за причудливостью форм угадывается скрытая страстность. Так, рождается и образ девушки с корабликом на голове («Океанида»), соотносящийся и с античными морскими божествами, и с «бегущей по волнам» Александра Грина.

Раздел «Человек на Земле» объединяет работы, воплотившие особое мироощущение художника: семья – это часть Вселенной, может быть, даже столп, вокруг которого вращается мироздание.

Наряду с этой идеей в творчестве Тышлера в 1930-е появляется тема особого, пустого пространства. В работе 1932 года «Материнство» отчетливо звучит тема «заброшенности» человеческого существа в пространство если не враждебное, то равнодушное. В этот период в живописи мастера сквозит глубокое сомнение в торжестве человеческого духа.

Самый драматичный раздел экспозиции – «Расстрельные темы». Образы насильственной смерти возникают в графике Тышлера в 1920-е. Трагическая участь родных, события Гражданской войны, пережитые художником, вызвали появление серий «Расстрел», «Погром», «Махновщина».

В этих произведениях мастер создает образы человеческой необузданной и бессмысленной жестокости. Впервые в экспозиции представлен плакат «Антисемитизм-сознательная контрреволюция», в котором драматизм образов достиг пика: показан мир, расколотый на две части – жертв и палачей.

К теме непосредственного столкновения зла и добра, где первое вооружено, а второе – беззащитно, художник возвращается спустя несколько десятилетий, в 1960-е, в живописном цикле «Фашизм» и в сериях литографий 1964 года «Расстрел голубя» и «Казненный ангел».

Тема «Капричос» в творчестве Тышлера появляется под впечатлением от народных театров, балаганов, народных праздников и представлений.

Открывает раздел лист под названием «Радиооктябрины» (1925). Значительная по размерам, филигранно выполненная пером и тушью композиция представляет народное гуляние по случаю дня рождения радио. Эту тему поддерживают серии «Жонглеры», «Девушки-кентавры», «Клоуны» – образы, которые живут в творчестве художника десятилетиями.

 

 

Информация (на 14.07.2017):

ГМИИ имени А.С. Пушкина – Отдел личных коллекций

Улица Волхонка, дом 10.

Ближайшая станция метро – «Кропоткинская».

Часы работы – ежедневно с 12:00 до 20:00, по четвергам с 12:00 до 21:00. Выходные дни – понедельник, вторник.

Стоимость билетов – 200 рублей, студенты – 100 рублей, дети до 16 лет – бесплатно.

Основная экспозиция Отдела личных коллекций закрыта до 2019 года, проводятся тематические выставки.

 

Смотреть еще

Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко. ГМИИ имени А.С. Пушкина.

Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко.

С 05.03 до 26.05.2024 в ГМИИ имени А.С. Пушкина — Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *