Среда , Октябрь 5 2022
Главная / Выставки / Выставки в 2022 году / Выставки в августе 2022 / Из жизни «Атомной провинции». Графика Сергея Павлушина, Виктора Давыдова, Анатолия Вяткина.

Из жизни «Атомной провинции». Графика Сергея Павлушина, Виктора Давыдова, Анатолия Вяткина.

С 18.08 до 16.10.2022 в Екатеринбургском музее изобразительных искусств.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств представляет выставку «Из жизни «Атомной провинции». Графика Сергея Павлушина, Виктора Давыдова, Анатолия Вяткина.

Экспозиция включает более сотни произведений участников объединения «Атомная провинция», сыгравших важную роль в становлении современного уральского искусства, созданных во второй половине 1980-х – 1990-е годы, в период серьезного увлечения авторов различными графическими техниками.

Перформативная практика сделала группу «Атомная провинция» известной и узнаваемой в регионе и за его пределами, однако параллельно с этим (и даже чуть раньше) участники объединения много экспериментировали со станковой графикой. Сегодня это вызывает особый интерес и дает повод более основательно взглянуть на работу этих трех художников. Большинство произведений, представленных в залах музея, демонстрируется впервые.

Группа «Атомная провинция», сложившаяся в 1991 году, стала уникальным порождением творческой среды закрытого до 1992 года технополиса Заречного. Специфический культурный потенциал города, располагающегося в непосредственной близости от Белоярской АЭС, отражал стремление местных властей создать положительный информационный фон вокруг отечественной атомной промышленности. Это выражалось, в том числе, в финансовой поддержке частных художественных инициатив из городского бюджета.

В эту категорию попала и «Атомная провинция», учредившая одноименную галерею и проводившая в Заречном нестандартные события в сфере современного искусства. Участники объединения первыми в регионе в 1993 году начали сотрудничать с зарубежными художниками, кураторами и заинтересовались способами формирования локального арт-рынка.

Экспозицию открывают два планшета из собрания ЕМИИ – документация перформанса «7 дней из жизни птиц» (1993), в которой нашел отражение симбиоз фотографии и текста.

Представленные на выставке графические работы имели не только самостоятельный характер, но нередко являлись частью визуального решения перформансов (Виктор Давыдов. «Выставка для Ивана». 1994. Уральский музей молодежи; Анатолий Вяткин. «Музей». 1994. Екатеринбургский музей изобразительных искусств), служили своего рода дневником творческих поисков («Практики медитативной графики» Виктора Давыдова), основой для дальнейших формальных экспериментов в живописи (многочисленные абстракции Сергея Павлушина). Трех художников объединяет ироничное и дружеское отношение к себе и друг другу, что нашло яркое выражение в портретах и автопортретах, вошедших в экспозицию.

Все представленные работы были созданы в особой атмосфере Заречного, наложившей отпечаток на искусство молодых художников. В начале 1990-х годов культурная жизнь провинциального города концентрировалась во Дворце культуры «Ровесник», где работал оформителем один из участников объединения – Сергей Павлушин. Получив профессиональное образование на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института, он переехал в 1987 году в Заречный, а затем стал одним из инициаторов создания галереи и коллектива «Атомная провинция».

Его графические и живописные работы отличает конструктивность, структурность, многоплановость композиций, что не отменяет особого интереса к экспрессии и абстракции в духе «тагильской школы» (серия «Анна К.». 1995; серия «33». 1994). Павлушин, активно занимавшийся в те годы созданием произведений графики, увлек сотоварищей работой в этой области искусства и стал идейным вдохновителем и лидером объединения. Именно так начали складываться первые истории из жизни «Атомной провинции».

В отличие от выверенной, эстетизированной абстракции Сергея Павлушина, графика Виктора Давыдова отмечена более стихийным и хаотичным подходом. В середине 1990-х годов автор использует выразительные средства и приемы крайне аскетично. Он акцентирует внимание не столько на результате, сколько на процессе создания работы, в чем отчасти прослеживается перформативная составляющая.

Значимое место на выставке «Из жизни «Атомной провинции» занимает серия «Практика медитативной графики» (1994). Процесс ее создания продолжался около года: практически каждый день автор создавал по несколько листов, почти машинально воспроизводя тушью и кистью случайные, спонтанные формы. Серия насчитывала более трехсот работ, часть из которых сохранилась в личной коллекции Давыдова и впервые показывается зрителю.

Творчество третьего участника объединения – Анатолия Вяткина – представлено в экспозиции не только печатной, но и оригинальной графикой. Особое значение в его работах отводится линии, пятну и цвету: художник часто использует для создания изображения гуашь, тушь, цветные мелки и упрощает форму, делая акцент на цветовой экспрессии фигуративных композиций («Пионерлаг». 1990; «Головы». 1993).

В печатной графике Вяткин больше тяготеет к абстрактной выразительности, сочетая нестандартный колористический подход и динамичные формы. Так, по его словам, серия «География» (1995) связана с детским увлечением геологией и восприятием особенностей местности Северного Казахстана, где он вырос. Композиции восходят к картографическому принципу плоскостного построения изображений, в которых соединяются знаки земли, небесных тел, человека и Вселенной в целом.

Несмотря на очевидные различия творческих подходов, создание малотиражной и оригинальной графики стало одним из объединяющих факторов для трех художников из Заречного во второй половине 1980-х – 1990-е годы. Наряду с перформативной практикой, к которой они обращались именно в группе, Павлушин, Давыдов и Вяткин последовательно уделяли внимание станковому искусству. Именно в графике они воплощали разное и остро индивидуальное понимание пластики, композиционного строя и метафорического художественного высказывания.

В последние годы в культурной среде Екатеринбурга возрос интерес к искусству 1990-х годов и творчеству «Атомной провинции» в частности. Прошлой осенью в Ельцин Центре состоялась архивная выставка «Давай построим лодку, вода придет потом» (2021, кураторы С. Усольцева и А. Литовских), посвященная деятельности этого объединения. В начале 2022 года графические работы Павлушина, Давыдова и Вяткина были представлены в Центре современной культуры УрФУ в рамках проекта «Атомная провинция: следы и отпечатки».

Выставка, подготовленная Екатеринбургским музеем изобразительного искусства, продолжает знакомство зрителей с творческой деятельностью уральских художников и существенно расширяет представление об еще одной странице истории из жизни «Атомной провинции».

 

 

Информация (на 09.08.2022):

Екатеринбургский музей изобразительных искусств.

Адрес: город Екатеринбург, улица Воеводина, дом 5.

Ближайшая станция метро «Площадь 1905 года».

Время работы: вторник – воскресенье с 11:00 до 19:00, понедельник – выходной день.

Стоимость билетов на выставку – 250 рублей, льготные категории – 100 рублей.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов на официальном сайте:

http://www.emii.ru

Телефон: +7 (343) 290-90-26.

 

Check Also

Екатеринбург Шестой Международный фестиваль меццо-тинто в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и Центре Эрмитаж-Урал

Шестой Международный фестиваль меццо-тинто.

С 04.12.2021 до 30.01.2022 в Екатеринбургском музее изобразительных искусств и Центре «Эрмитаж-Урал».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *