В Художественной галерее Смоленского государственного музея-заповедника после проведенной реэкспозиции теперь можно увидеть две новые живописные работы знаменитых мастеров отечественного искусства – Ивана Шишкина и Филиппа Малявина.
Кроме небольшого размера, эти работы объединяет то, что обе были созданы в период учебы еще молодыми малоизвестными художниками. Теперь у посетителей галереи появилась уникальная возможность познакомиться с ранними вещами Шишкина и Малявина и оценить тот период творчества, который редко видит широкий зритель.
Хорошо всем известны пейзажи Ивана Ивановича Шишкина – «певца русского леса», два из них постоянно экспонируются в Художественной галерее. Но в ранние годы, поступив в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, Шишкин начал обучение, как и все, с натюрмортов и других традиционных постановок.
Глядя на его работу «Кувшины» 1855 года, можно убедиться, что юный Шишкин был очень старательным учеником: много внимания он уделяет передаче объема, положению предметов в пространстве, световоздушной среде. Уже через несколько лет он окончит Академию художеств с заслуженной золотой медалью.
Натюрморт «Кувшины» Ивана Шишкина попал в фонды Смоленского музея-заповедника сравнительно недавно – в 1981 году. Его передал в дар коллекционер Н.С. Соркин в числе других работ русских художников XIX века.
Генерал-майор Наум Семенович Соркин любил изобразительное искусство и по мере возможностей приобретал его. Подчас ему удавалось купить такие уникальные произведения, как подписной и датированный натюрморт И.И. Шишкина. Его дар стал значительным пополнением коллекции живописи Смоленского музея.
Вторая работа принадлежит кисти Филиппа Андреевича Малявина и также была создана в ранний период. Малявин известен широкому зрителю в первую очередь как мастер крестьянской темы. Она издавна привлекала русских художников, ее разработкой занялись многие современники Малявина, известные художники А.Е. Архипов, С.В. Иванов, С.А. Коровин, А.П. Рябушкин.
Они обращались к различным сторонам быта и жизни русской деревни, но всех их объединяло стремление раскрыть самобытность и душевную красоту русского народа. Ф.А. Малявин сказал свое новое слово, создал выразительные крестьянские образы «баб» и «мужиков», нашел для них новые живописно-пластические средства.
Этюд «Баба с хворостом» отнесен искусствоведами к 1880-м годам – ученическому периоду. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что разработка крестьянской темы увлекла Малявина на раннем этапе. Все работы Ф.А. Малявина раннего периода говорят о большом живописном мастерстве молодого художника, о реалистических традициях, воспринятых им от И.Е. Репина.
Ученические этюды Малявина были сразу высоко оценены П.М. Третьяковым: он купил несколько для своей галереи. М.К. Тенишева также приобретала работы Малявина – «Баба с хворостом» попала в Смоленский музей именно из ее коллекции.
Данный этюд буквально иллюстрирует слова самого Малявина: «Не надо обращать внимание на краски, на тона, на лепку, на рисунок; вы обнимите весь предмет одним глазом и вникните в его характер, в его дух и, когда вы что-то уловите, выносите это на холст, не думая о том, что тона грязны, темны или не те. Дело не в красках, а в правде».
Художественная галерея – Смоленский государственный музей-заповедник.
Адрес: город Смоленск, улица Коммунистическая, дом 4.