Четверг , 5 декабря 2024

Песня вещих птиц. Выставка картины В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали».

До 01.03.2018 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Основное здание.

Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея.

 

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Собрание Государственной Третьяковской галереи
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Собрание Государственной Третьяковской галереи

 

Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков.

Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых.

 

Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович
Елизавета Фёдоровна и Сергей Александрович

 

Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон.

Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора.

Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.

 

В.М. Васнецов «Птица Гамаюн. Эскиз к торжественному панно-хоругви» 1895
В.М. Васнецов «Птица Гамаюн. Эскиз к торжественному панно-хоругви» 1895

 

В.М. Васнецов «Птица Гамаюн» 1897 Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала
В.М. Васнецов «Птица Гамаюн» 1897 Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала

 

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн».

Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку.

В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи.

Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека.

Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами.

 

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент – Сирин
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент – Сирин

 

Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации.

Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

 

В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент - Алконост
В.М. Васнецов «Сирин и Алконост» 1896 Фрагмент – Алконост

 

Информация (на 21.11.2017):

Государственная Третьяковская Галерея в Лаврушинском переулке – Основное здание, зал 26.

Адрес: Лаврушинский переулок, дом 10.

Ближайшая станция метро – «Третьяковская».

Режим работы: вторник, среда, воскресенье – с 10:00 до 18:00, в четверг, пятницу и субботу – с 10:00 до 21:00, выходной день – понедельник.

Стоимость билетов: взрослые – 500 рублей, льготные категории – 200 рублей.

 

Смотреть еще

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики XVIII – начала XX века.

От мала до велика. Рисунки экстраординарных размеров из фондов графики.

С 20.06 до 10.11.2024 в Государственной Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке – Главное здание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *