Четверг , 22 августа 2024

Константин Маковский «Боярыня у окна». Возвращение шедевра.

Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

К 185-летию со дня рождения Константина Егоровича Маковского (1839–1915) в постоянную экспозицию Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля после длительной реставрации вернулось эффектное полотно «Боярыня у окна», созданное в зрелый период творчества мастера.

К. Е. Маковский вошел в число лучших русских живописцев последней трети XIX века. За свою жизнь он был и передвижником, и академистом, а в 1880-х годах приобрел известность как автор портретов и исторических картин и стал одним из самых модных и высокооплачиваемых российских художников своего времени.

«Боярыня у окна» написана К. Е. Маковским на вершине творческой карьеры. В этот период он был увлечен темой русской старины XVII века. Его картины, посвященные роскошному боярскому быту, имели шумный успех как в России, так и за границей.

«Боярыня у окна» поступила в Западно-Сибирский Краевой музей в 1927 году из Государственного музейного фонда. С виртуозным мастерством и этнографической достоверностью автор передал все детали богатого наряда молодой женщины. Моделью выступила жена художника Юлия Павловна Маковская (урожденная Леткова, 1859–1954). Ее черты узнаваемы на многих женских портретах кисти мастера.

Константин Маковский «Боярыня у окна» 1885. Предоставлено: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.
Константин Маковский «Боярыня у окна» 1885. Предоставлено: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля.

В 2023 году «Боярыня у окна» была передана в реставрационную мастерскую живописи. Проведенные физико-оптические исследования показали наличие следов многочисленных реставраций, затронувших и холст, и красочный слой. Со временем они стали нарушать экспозиционный вид произведения. Кроме того, конструкция авторского подрамника потеряла жесткость, что привело к провисанию и деформации холста, что, в свою очередь, сказывалось на состоянии красочного слоя.

На заседании реставрационного совета музея было решено провести полную реставрацию картины с удалением старых заплат, дублированием обветшавших кромок, изготовлением нового подрамника. Особую проблему создавали мелкие, еле заметные, но многочисленные отставания красочного слоя по всей поверхности, на устранение которых ушло много времени.

Исследование живописной поверхности в ультрафиолетовых лучах выявило старые тонировки, а также, возможно, еще авторские чинки. Под лаком обнаружилась и широкая полоса записи у нижнего края картины, которая была сделана художником во время работы над композицией.

Макрофотографии дали возможность раскрыть некоторые секреты «кухни» живописца. Маковский писал лицо и руки по подготовительному слою холодного зеленого цвета, что в сочетании с оттенками персикового и розового, положенными поверх подмалевка, позволяли добиться тончайшей цвето-теневой передачи и почти ощутимой телесности.

Реставрационные и исследовательские мероприятия были проведены заведующей отделом реставрации живописи и темперы, художником-реставратором высшей категории Н. Г. Минько. В ноябре 2024 года она будет отмечать юбилей – 50 лет работы в Музее имени М. А. Врубеля. Наталье Григорьевне удалось не только вернуть в экспозицию одно из украшений музейной коллекции, но и узнать больше о творческом методе К. Е. Маковского.

Реставрационные и исследовательские работы осуществлены при поддержке Научно-производственного объединения «Мир» и лично – генерального директора Александра Николаевича Беляева.

Смотреть еще

XXVIII научно-практическая конференция АДИТ-2024. Омск.

XXVIII научно-практическая конференция АДИТ-2024.

С 01.06 по 07.06.2024 в Омске.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *