С 07.06 до 26.06.2022 в Павильоне «Новой Голландии», Санкт-Петербург.
На выставке Егора Федоричева «Пастион», открывающейся в Павильоне Новой Голландии в Санкт-Петербурге», первое, что встречает зрителя — живописное полотно, своего рода разрезанная туша с подтеками от животных соков или нефтяных разводов. Проходя сквозь «вспоротое брюхо Земли» мы попадаем в лес кафельных пилонов.
Пилон — фундаментальный архитектурный элемент, задача которого — служить опорой и поддерживать тяжесть всей постройки. Кафельная плитка взывает к ассоциациям с наследием советских и постсоветских общественных пространств: бассейнов, бань, больниц, детских оздоровительных лагерей. Здесь образы телесных выделений создают ощущение преобладания физиологического над духовным, усиливая осознание себя телом, объектом.
«Пастион» — созданный художником из слов «пасть» и «бастион» неологизм. В нём объединены две противоположные силы: созидания и разрушения, так как бастион — нечто фундаментальное, основательное, а пасть — то, что пожирает и разрывает на куски.
Конструируемое художником пространство объединяет три смысловых доминанты: фундамент, общественное измерение и плоть. В этом пространстве человек, о котором постоянно напоминают материалы, мотивы и сама живопись, сталкивается с испытанием несдвигаемым фундаментом истории, обществом, физиологической «клеткой». Всё это вместе художник видит как неизбежное «испытание злом», отсылая к работе Алена Бадью «Этика: Очерк о сознании Зла» (1993). Мы попадаем в разлом, в рану времени, которую должны преодолеть.
В эссе «Уход в лес» Эрнст Юнгер пишет о катастрофе Второй мировой войны как об испытании: «Никто не волен её избежать, но всё же и в ней можно обрести свободу. Будем считать её испытанием». Он признает конструктивную силу катастрофы, поскольку она способна создать новых людей, в руках которых будет строительство нового мира на основе новых ценностей. Удивительным образом, книга 1951 года рифмуется с современностью. Что делать человеку, чтобы освободиться от насилия? Каким выйдет человек из этих испытаний? Возможно ли обрести в них свободу?
Егор Федоричев родился в 1988 в Омске. Окончил Российскую академию театрального искусства ГИТИС (Москва), Институт проблем современного искусства (Москва) и Школу фотографии и мультимедиа имени А. Родченко (мастерская Сергея Браткова, Москва). Его первая персональная выставка «Складка на занавесе», которая прошла в 2017 году на площадке «СТАРТ» в ЦСИ «Винзавод», была номинирована на государственную премию в области современного искусства «Инновация».
Художник активно экспериментирует с традиционными техниками, в частности с живописью. Его произведения построены на присвоении, трансформации нехудожественного материала в плоскость искусства, они балансируют между скульптурой и коллажем, картиной и объектом.
Выставка подготовлена совместно с галерей MYTH Gallery.
Информация (на 06.06.2022):
Остров Новая Голландия – Павильон.
Адрес: Санкт-Петербург, Набережная Адмиралтейского канала, дом 2.
Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Сенная Площадь».
Подробная информация: