Четверг , 3 октября 2024

Андрей Баззаев-Скиф. Грани времени.

С 24.08 до 15.09.2024 в Новом Музее Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Новый музей Аслана Чехоева в Санкт-Петербурге представляет персональную выставку Андрея Баззаева-Скифа «Грани времени».

Андрей Баззаев-Скиф относится к художникам-мыслителям. Его творчество — это результат размышлений о вечных ценностях, которые он пропускает через собственный жизненный опыт и переживания. Он мыслит мифологическими категориями, в которых время циклично и не имеет привычных начала и конца.

Новая выставка мастера объединяет две наиболее значимые темы в его творчестве: Нартский эпос в его живописно-графическом воплощении, и женщину как мифологему жизни. Размышляя о времени, художник говорит о вечном. Он не разделяет его, а, скорее, объединяет в единое художественное пространство. Нартский эпос, как вечная истина, дополняется чувственным звучанием женской красоты, женскими образами, близкими и чувственными, которые присутствует рядом с нами, здесь и сейчас.

Нартский эпос художник читает и перечитывает всю свою жизнь. А воплощение образов Эпоса в линиях и красках – главная миссия Андрея Баззаева-Скифа. Нартский эпос – выдающийся памятник культуры человечества. Корни его уходят во времена скифо-аланской культуры. Осетины, являющиеся прямыми потомками древней культуры скифов и алан, хранят Эпос как фундамент своей культуры.

Если Нартский эпос поражает богатством и разнообразием сюжетного материала, то художник – способностью к постоянному углублению в их смыл. Сегодня ключевые сюжеты, связанные с Сауассой, Ахсартагом, Урызмагом, Сосланом, Сырдоном, Батрадзом, Ацамазом и другими значимыми фигурами Эпоса, он интерпретирует по-новому, так, как это открывается ему с высоты жизненного опыта и постоянного углубления в этот великий и значимый для каждого осетина текст.

Для художника нравственный закон и есть Нартский эпос. Он пришёл к нам от далеких предков и передается из поколения в поколение теми, кто непосредственно воспитывает ребенка, прививая любовь и уважение к вековой мудрости. Но, главное, чтобы эта мудрость была воспринята и принята каждым, чтобы она стала своей правдой, а не только историей и текстом. Для Андрея Баззаева-Скифа случилось именно так. И этой мудростью он делится сегодня с нами.

Синий цвет начинает доминировать в творчестве художника в трагические моменты жизни, личной или социальной. Эта цветовая гамма – отклик Скифа на напряженную мировую ситуацию, на трагедии, которые она принесла семьям, на смерть, которая оказалась такой нелепо-близкой. Но сюжеты Нартского эпоса это не трагедия, а мудрость. И в работах появляются светло-голубые оттенки, оттенки надежды и нежности. Особенно отчетливо проступают они в женских образах.

Если Нартский эпос символизирует голос веков, идущий из прошлого, то женщина — это настоящее, это то начало, которое лежит в основе времен и связывает их в непрерывную цепь событий. Надо сказать, что и Нартский эпос невозможен без женских образов.

Неслучайно выдающийся исследователь Нартского эпоса В. И. Абаев писал, что, если бы его спросили, что самого замечательного в Нартском эпосе, он бы не задумываясь ответил, что это образ Шатаны, жены Урызмага, жрицы нартов.

Андрей Баззаев-Скиф в своем творчестве полностью подтверждает эту мысль. Он преклоняется перед ее мудростью и красотой, воспевая женское начало в мире. Но женщина не только миф. Она прекрасна, эротична, притягательна. Она – это сама жизнь.

Эта вечная тема преломляется в творчестве художника во множество образов, каждый из которых – космос, манящий своей непознанностью. Разгадать тайну женщины равносильно познанию звездного неба. Художник подчёркивает открытость, хрупкость и одновременно идущую из глубины веков мудрость женщины.

Женщина рождает жизнь, в этом ее непреходящее значение, на этом художник делает особый акцент. Обнаженная грудь, которую мы видим в большинстве работ мастера, символизирует не только эротизм, но и ее непреходящую силу.  В женских образах время играет разными гранями, от вечности до сиюминутности, и это всегда прекрасно.        

В работах, представленных на выставке, художник поражает нас не буйством цвета, столь характерным для его творчеств, но глубиной мысли, ставит зрителя на границу Вечности, открывая время во всей его многогранности, давая возможность услышать ответы на самые важные вопросы бытия.      

Елена Григорьянц, кандидат философских наук, член Ассоциации искусствоведов и критиков АИС.

Информация (на 22.08.2024):

Новый музей Аслана Чехоева.

Адрес: Санкт-Петербург, 6-я линия Васильевского острова, дом 29.

Напротив входа в станцию метро «Василеостровская».

Время работы: среда — воскресенье с 12:00 до 19:00. Понедельник и вторник — выходные дни.

Стоимость билетов: взрослые – 350 рублей, льготные категории – 200 рублей.

Подробнее о порядке посещения и стоимости билетов:

Сайт – http://www.novymuseum.ru

Телефон: +7 (812) 323-50-90.

Смотреть еще

Сто лет без Ленина. Новый музей Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Сто лет без Ленина.

С 09.05 до 09.06.2024 в Новом Музее Аслана Чехоева, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *