Венчание на царство: портреты российских монархов из частных собраний. Специальная экспозиция Russian Art & Antique Fair.

Все мы еще из школьных сочинений знаем о роли личности в истории, а русская история оказалась, возможно, наиболее персонифицированной среди прочих европейских.

И, конечно, отечественное летописание невозможно представить без образов монархов, представителей Дома Романовых, управлявших Россией более 300 лет. Задача выставки – показать лица российских царей и императоров. Правление каждого из них без преувеличения можно назвать отдельной эпохой в русской политике, экономике и культуре.

Хронологически экспозиция начинается с всенародного избрания на Всероссийский Престол царя Михаила Федоровича в 1613 году, запечатленного на редчайшей литографии, напечатанной спустя триста лет под наблюдением Н. Рериха.

 

Неизвестный художник «Портрет царя Петра I» 1710-е
Неизвестный художник «Портрет царя Петра I» 1710-е

 

Образ внука основателя династии, Петра Великого представлен уникальным прижизненным живописным изображением, хранившимся в собрании курского губернатора Н. Гордеева, а затем – в коллекции знаменитого балетмейстера С. Лифаря. В 1905 году император Николай II любовался этим портретом на Таврической выставке исторических портретов, открывшейся в Петербурге под его Высочайшим покровительством.

Супруге последнего императора, императрице Александре Федоровне принадлежал акварельный портрет императрицы Елизаветы Петровны. До 1917 года он украшал ее кабинет в Зимнем Дворце.

Ряд миниатюрных портретов императрицы Екатерины II дает прекрасное представление об изменении ее облика на протяжении всего царствования – с 1760-х до 1790-х годов.

Замечательны живописные портреты ее наследников, императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, причем портрет императрицы выполнил знаменитый Д. Левицкий.

 

Дмитрий Левицкий «Портрет великой княгини Марии Федоровны» Вторая половина 1780 – первая половина 1790-х
Дмитрий Левицкий «Портрет великой княгини Марии Федоровны» Вторая половина 1780 – первая половина 1790-х

 

Восшествие на Престол их сына, императора Александра I в аллегорической форме запечатлел Ф. де Мейс. Царь предстает здесь продолжателем дел Петра и Екатерины Великой. Художник верноподданнически поднес свою работу императрице Елизавете Алексеевне.

Её же родителям, князьям баденским принадлежал и великолепный живописный портрет Александра Благословенного, исполненный англичанином Д. Доу, автором знаменитой Военной галереи 1812 года Зимнего Дворца.

Ученик Д.Доу, В. Голике исполнил большой парадный портрет следующего монарха, императора Николая I. Интересно, что здесь мы можем увидеть не только исполненные пафоса парадные изображения августейших братьев, но и уникальные акварели, запечатлевшие обоих царей в повседневной обыденной жизни. Они были написаны их близким приближенным, боевым генералом Л. Килем, связанным с царской семьей не только служебными, но и товарищескими отношениями.

Редким миниатюрным портретом представлен образ императора Александра II – здесь художник запечатлел его совсем еще ребенком, в мундире Лейб-гвардии Гусарского полка.

В миниатюрной же технике изображен и его сын, император Александр III. Вообще миниатюрные портреты представителей правящей династии, исполненные на слоновой кости или на фарфоре – особая тема нашей выставки. Причем некоторые из них происходят из коллекции великого князя Николая Михайловича, внука Николая I, талантливого историка и страстного собирателя русских портретов.

 

Василий Голике «Портрет императора Николая I» 1836
Василий Голике «Портрет императора Николая I» 1836

 

Монета – это больше, чем просто деньги или форма существования драгоценного металла. Каждая монета – послание, знак, служивший подтверждением суверенитета, средством государственной политики и пропаганды, декларирующий принадлежность к той или иной культуре и нации.

С художественной точки зрения, это произведение декоративного искусства, отражающее стиль и изменение художественных вкусов той или иной эпохи. Лучшие художники своего времени работали над красотой и выразительностью монет, ведь они представляли народу правителя и символику государства.

Сложившаяся в античности композиция аверса монеты с портретом правителя, окруженным надписью, легла в основу европейской чеканки, включая российскую.

Впервые в образе императора на русских монетах предстал Петр I. Монеты чеканились по европейскому образцу, некоторые даже с латинской надписью, предназначенные для использования во время «Великого посольства» 1716—1717 гг.

Монеты XVIII столетия сохранили множество разновидностей портретов царствующих особ, которые выполнены талантливыми русскими и зарубежными медальерами: Герхардтом Гауптом, Соломоном Гуэном, Осипом Калашниковым, Иоганном Гедлингером, Бенджамином Скоттом, Жаном-Антуаном Дасье, Самойлой Юдиным и Тимофеем Ивановым.

Разнообразие типов объясняется несовершенством технологий тиражирования образца, что только добавляет живости и выразительности портретным образам на монетах этой эпохи.

Император Павел I отказался чеканить свой портрет на монетах для обращения, этому примеру последовали Александр I, Николай I, Александр II. Тем не менее, на некоторых польских монетах 1815—1834 гг. чеканился портрет Александра I, принявшего после Венского конгресса польскую корону.

Чеканку монет с портретом возобновил Александр III.

Однако наиболее узнаваемым императором на монетах остается Николай II, его золотые монеты до сих пор популярный способ хранения сбережений.

В фондах Музея Международного Нумизматического клуба хранятся тысячи монет, отчеканенных в золоте и серебре с портретами правителей России, европейских стран и государств Древнего мира. Эти драгоценные портреты миниатюрны, но их историческая и художественная ценность соответствует масштабу личностей, которые на них изображены.

 

Десять рублей 1757 года. Императрица Елизавета Петровна. Санкт-Петербургский монетный двор. Портрет выполнен Жаком-Антуаном Дасье
Десять рублей 1757 года. Императрица Елизавета Петровна. Санкт-Петербургский монетный двор. Портрет выполнен Жаком-Антуаном Дасье

 

RUSSIAN ART & ANTIQUE FAIR

Центральный выставочный зал «Манеж».

Адрес: Манежная пл., 1.

Ближайшие станции метро «Библиотека имени Ленина», «Боровицкая».

Время работы:

13 февраля 2018 — 14:00 – 21:00

14 — 17 февраля 2018 — 12:00 – 21:00

18 февраля 2018 — 12:00 – 20:00

Подробная информация на официальном сайте RUSSIAN ART & ANTIQUE FAIR 

http://www.antiquesalon.ru/

 

 

Смотреть еще

ЦВЗ Манеж Лекция Мозаичное наследие Надежды Леже 50 лет спустя

Лекция «Мозаичное наследие Надежды Леже. 50 лет спустя».

04.03.2023 в ЦВЗ «Манеж».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *