Воскресенье , 26 мая 2024

Свидетели единства: общие христианские святые.

С 21.09 до 28.11.2023 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге представляет выставку «Свидетели единства: общие христианские святые», представляющую образы святых, почитаемых как в Католической и поместных Православных церквях, так и в других христианских церквях. В основе их почитания лежит общее духовное Предание первого тысячелетия христианства. На выставке представлены произведения русского и западноевропейского искусства XV–XX веков из собрания Государственного музея истории религии.

Иконы, скульптура, гравюры, живописные произведения раскрывают образы Святой Троицы, Иисуса Христа, Девы Марии, а также святых – пророков и мучеников, евангелистов и апостолов, миссионеров и отшельников, получивших почитание еще до разделения христиан на Западную и Восточные церкви. Некоторые из музейных предметов экспонируются впервые после сложной реставрации, как, например, Крест-распятие, датируемый XVII столетием. 

Среди общехристианских святых, чьи образы представлены на выставке – св. Николай Мирликийский и св. Георгий Победоносец, св. Екатерина Александрийская и св. Христофор, святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, преподобные Бенедикт Нурсийский и Антоний Великий, св. Евстафий Плакида и многие другие, запечатленные в соответствии с традициями православной и католической иконографии.

Специального упоминания заслуживают местночтимые святые, культ которых получил распространение в отдельных странах: Эдуарда Мученика (962–978), Женевьевы Парижской (420–500), Вацлава Чешского (907–936) и другие.

Русь приняла христианство в 988 году, перед самым разделением в середине XI века церквей на Католическую и Православную. Первоначально это разделение имело значение раскола только между двумя столичными епископами бывшей Римской империи – Римским Папой и Константинопольским Патриархом. Поэтому не удивительно, что в славянских землях православные долгое время продолжали почитать общих для христианского Востока и Запада святых.

В немалой степени этому способствовала политика русских князей, особенно Ярослава Мудрого и его сыновей, которые активно устанавливали культурные связи с европейскими государствами, заключали династические браки. Древнерусские месяцесловы XI – начала XII веков содержали 38 так называемых «латинствующих» памятей, т.е. праздников известных только в Западной Церкви и не отмечавшихся в Византии.

На рубеже XVII-XVIII веков был издан сборник житий святых «Четьи-Минеи», составленный святителем Димитрием Ростовским (1651-1709). Опираясь не только на славянские и греческие, но и на латинские памятники, он включил в сборник 31 латинскую память, в частности святой Филицитаты, преподобного Исаака Сирина, священномученика Маркелла и др.

Новый этап в открытии православными западной святости начался менее ста лет назад и был связан с послереволюционной русской церковной эмиграцией. Обращение к опыту святых Неразделенной церкви, покровителям тех мест и стран Запада, где оказались православные русские люди, был важен, несмотря на существовавшие между церковными юрисдикциями эмиграции (Русская Православная церковь Московского Патриархата, Русская Православная церковь заграницей, Русский экзархат Константинопольского патриархата) противоречия.

В 2014 году Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной церкви сформировала список древних святых, подвизавшихся в пределах Запада. По итогам ее работы в 2017 году Священный Синод включил в общецерковный месяцеслов 15 имен святых II–XI веков (мученика Албана Британского, святителя Патрикия, просветителя Ирландии,  святителя Германа, епископа Парижского и др.).

В литургический календарь Католической церкви, в свою очередь, официально включено около тридцати русских святых. Многие католики чтут дни памяти православных святых и молятся им, поэтому в католических приходах часто встречаются иконы с их образами. Папа Римский Пий XII в 1940 году признал почитание древнерусских святых, канонизированных до Ферраро-Флорентийского собора, для русских католиков. Позже, в 1969 году Папа Римский Павел VI включил их (святая Ольга, Владимир, Борис и Глеб, Антоний Печерский, Ефросиния Полоцкая, Варлаам Хутынский, святой епископ Стефан Пермский и др.) в католический литургический календарь.

Особым почитанием в Католической Церкви пользуется преподобный Сергий Радонежский и Серафим Саровский. С именем Серафим совершается множество католических монашеских постригов. А преподобная Евфросиния Полоцкая является в Католической Церкви покровительницей женского монашества.

Таким образом, и Католическая и Православная Церкви почитают многих общих святых, которые являются и напоминанием о первых веках в истории Христианской Церкви, и о событиях последующих веков. На выставке представлены только образы некоторых из них.

 

 

Информация (на 19.09.2023):

Государственный музей истории религии.

Адрес: город Санкт-Петербург, Почтамтская улица, дом 14/5.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская», «Невский проспект» и «Гостиный двор».

Время работы:

Постоянная экспозиция: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 18:00, во вторник – с 13:00 до 21:00.

Временные выставки: понедельник, четверг – воскресенье с 10:00 до 17:30, во вторник – с 13:00 до 20:30.

Среда – выходной день.

Подробнее о порядке работы музея и стоимости билетов:

http://gmir.ru

 

Смотреть еще

Выставка Китайский ритуальный сосуд Государственный музей истории религии Петербург

Китайский ритуальный сосуд.

С 21.12.2023 до 13.02.2024 в Государственном музее истории религии, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *