Понедельник , 20 мая 2024

Неужели ты когда-то жила в самом деле…

С 21.04 до 02.07.2023 в Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова.

В Главном здании Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова открылась выставка «Неужели ты когда-то жила в самом деле…». В экспозиции представлена графика, фотографии, мемории, книги, документы и автографы из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург

Названием выставки послужила строка из первой части ахматовской «Поэмы без Героя», названной «1913 год. Петербургская повесть». Героини проекта – ровесницы Ахматовой, чья молодость пришлась на рубеж столетий, щедрого на таланты, пряного и необычайно короткого времени, которое мы называем теперь Серебряным веком русской культуры.

Калейдоскоп прекрасных лиц, имен известных и уже позабытых представляет тот совершенно особый женский тип, который сформировала эпоха. И дело не только в женской красоте и привлекательности молодости. Такого количества женщин актрис, поэтесс и художниц в России, кажется, не было никогда. Только-только обретенная свобода и новое осознание своего места в еще недавно полностью мужском мире породили сильнейший всплеск творческой энергии.

И среди множества талантов этих женщин, возможно, самым привлекательным был талант жизнетворчества, поскольку жизнь большинства героинь этой выставки тоже была своего рода произведением искусства. Каждая из них создавала свой особенный образ, который сегодня мы попытались реконструировать, опираясь на старые портреты и фотографии, читая вдохновленные ими поэтические строки Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Николая Гумилева, Михаила Кузмина.

Перед нами предстали и «подруга поэтов», «Путаница-Психея» – Ольга Глебова-Судейкина, и Саломея Андроникова – та, «что всегда всех наряднее, всех розовей и выше», и «ослепительная красавица» Ольга Ваксель, и верная ученица Гумилева «маленькая поэтесса с огромным бантом» Ирина Одоевцева, и «безрассудная» Паллада, и «импульсивная и темпераментная» Ольга Черемшанова. В одном из отрывков прозы о поэме Ахматова написала, «что на этом маскараде были все. Отказа никто не прислал».

Некоторые маски были приоткрыты Ахматовой в прозе и в либретто к поэме, некоторые герои так и остались без имени и лица. Разглядеть их лица в зеркалах этого текста Ахматова оставила своим будущим читателям: «Замечаю, что поэму гораздо лучше понимают молодые люди, чем мои современники».

Выставка включает в себя более двухсот предметов из собрания Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме – графические портреты, фотографии, автографы поэтов Серебряного века, виды Петербурга. Эти уникальные материалы позволяют нам попытаться услышать «звук шагов» той безвозвратно ушедшей прекрасной эпохи. Эпохи, о людях которой Ахматова говорила: «Такой судьбы не было ни у одного поколения…  А может быть, не было и такого поколения…»

Кураторы выставки: Светлана Грушевская, хранитель фонда изобразительных материалов, Ирина Иванова, главный хранитель.

 

Юрий Юркун «Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной» 1927. Собрание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.
Юрий Юркун «Портрет Ольги Гильдебрандт-Арбениной» 1927. Собрание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме.

 

Информация (на 27.04.2023):

Хабаровский краевой музей имени Н.И. Гродекова – Главное здание.

Адрес: город Хабаровск, улица Шевченко, дом 11

Время работы: вторник – воскресенье с 10:00 до 18:00, понедельник и последняя пятница месяца – выходные дни.

Стоимость билетов – 300 рублей.

https://hkm.ru

Телефон: +7 (4212) 477-150.

 

Смотреть еще

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме Выставка Импровизация Пастернака Анатомия текста

«Импровизация» Пастернака. Анатомия текста.

С 25.10 до 10.12.2023 в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *