Непарадный Ленинград.

С 03.03 до 03.07.2022 в Особняке Румянцева, Санкт-Петербург.

В Особняке Румянцева, филиале Музея истории Петербурга, открывается выставка «Непарадный Ленинград», которая объединит около 120 живописных, графических работ и литографий из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга, запечатлевших виды Ленинграда довоенного и послевоенного десятилетий.

Это произведения двадцати двух ленинградских художников, среди которых Александр Ведерников, Владимир Гринберг, Николай Емельянов, Борис Ермолаев, Николай Лапшин, Вячеслав Пакулин, Алексей Пахомов, Алексей Почтенный, братья Анатолий и Виктор Прошкины, Александр Русаков, Николай Тырса, Яков Шур и другие.

Экспозиция дает представление о ленинградской пейзажной школе 1930-1940-х годов. Начальный период творчества большинства художников, чьи работы демонстрируются на выставке, был связан с объединением «Круг художников» (1923-1932). Основное направление городского пейзажа «круговцев» — это изображение непарадного Ленинграда. Работы мастеров этого объединения отличает большая степень обобщенности и работа крупным мазком.

После образования в 1932 году единого Союза советских художников и провозглашения принципов социалистического реализма, большинство членов объединения продолжали работать в прежнем стиле, в отличие от многих авангардистов, которым пришлось менять свои творческие манеры, подстраиваясь под новые условия. Творческие искания нового выразительного языка в пейзажном жанре не завершились, а напротив, получили широкое развитие.

Учитывая непростое время, в которое творили художники, – а это время террора и репрессий – можно расценивать их творчество как попытку уйти от действительности, от главных задач современности, поскольку даже среди художников бытовало мнение, что пейзаж — жанр несерьезный и неосновательный. Тем не менее, обращение к каталогам выставок 1930–1940-х годов дает основание сделать вывод о неизменном преобладании этого жанра в экспозициях не только регионального, но и общесоюзного значения.

Характерной особенностью произведений ленинградских пейзажистов было не фиксирование зрительных наблюдений, а умение минимумом средств создать максимум впечатлений, обобщить и упростить пейзаж, создавая форму крупными цветовыми пятнами и цветовыми взаимодействиями.

Помимо живописных работ, на выставке представлены произведения графики, выполненные в акварельной технике и технике гуаши, а также в технике литографии и гравюры. В них также прослеживаются аналоги живописных приемов. Нередкими являются повторения сюжетов и композиций в разной тональности и разных природных состояниях: закат и восход солнца, разное время года, дождливый или ясный день.

Представленные на выставке работы дают возможность побывать в знакомых и малоизвестных уголках Ленинграда 1930–1940-х годов, таких как Крюков канал, канал Грибоедова в районе Коломны, Старая деревня или новые, недавно выстроенные кварталы на проспекте Стачек в Кировском районе, ощутить удивительное слияние города и природы, наблюдая его состояние в разные времена года, в разное время суток.

 

 

Информация (на 02.02.2022):

Особняк Румянцева.

Адрес: город Санкт-Петербург, Английская набережная, дом 44.

Ближайшие станции метро «Невский проспект» или «Василеостровская».

Время работы: понедельник, вторник, четверг- воскресенье с 11:00 до 18:00, среда – выходной – день.

Стоимость билетов: взрослые – 300 рублей, льготные категории – 150 рублей.

https://www.spbmuseum.ru

Посещение музея и его филиалов при наличии QR-кода и документа, удостоверяющего личность.

 

Check Also

Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Часть 2. Ленинград.

Модернизм без манифеста. Собрание Романа Бабичева. Часть 2. Ленинград.

До 28.01.2018 в Московском музее современного искусства, здание на Петровке, дом 25.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *