Георгий Татарников. На своем берегу.

С 18.05 до 18.06.2023 в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открывается выставка «Георгий Татарников. На своем берегу».

Георгий Павлович Татарников, ленинградский художник, родоначальник известной художественной династии, прожил недолгую жизнь (умер в 56 лет). Однако он успел многое, оставив после себя богатое и разнообразное художественное наследие.

На выставке представлены произведения живописи 1930-1960-х годов. Большую часть экспозиции занимает пейзажный жанр, к которому художник испытал особый творческий интерес.  Проведя своё детство среди волжских просторов, он на всю жизнь впитал в себя чувство красоты природы.

Пейзажи Георгия Татарникова как правило небольшого формата. Но в этих маленьких по размеру полотнах передано ощущение величия пространства мира, бесконечность его состояний. В ранних деревенских пейзажах 1930-х годов с их пасторальной атмосферой, поэтичностью и колористической скромностью чувствуется влияние главным образом барбизонской школы живописи.

Гармония тишины, простота и ясность мысли заключены в серии волжских пейзажей конца 1940-х годов, которые раскрывают характер необъятных берегов русской реки и отсылают нас к произведениям И.И. Левитана, В.А. Серова и К.А. Коровина.

Художник много путешествовал и где бы он не был, будь то средняя полоса России, Кавказ, Крым или Швейцария, он писал пейзажи, которые отражали впечатления и эмоции живописца от местности или города. Каждый из образов он наполнял собственным душевным состоянием, ощущением непосредственности восприятия.

К 1960-м годам живописный стиль Георгия Татарникова выкристаллизовывается, его почерк обретает яркую индивидуальность. Пейзажи, особенно морские, становятся более тонкими и изысканными по эмоциональному звучанию, по непринужденной свободе исполнения, по колористическим и световым разработкам, валерным нюансировкам. Неповторимые настроения моря, по сути, передают различные душевные состояния художника, его чуткое восприятие мира. В одних и те же сюжетах художник каждый раз находил новые эмоциональные, живописно-пластические смыслы.

Особое место в экспозиции занимают изображения блокадного Ленинграда. Как очевидцу исторических событий Георгию Татарникову удалось с невероятной выразительностью и остротой передать всю боль трагической тишины города, погруженного в холодное безмолвное страдание. Сильные чувства вызывают также образы Ленинграда, только что освободившегося от тяжкого бремени. В этих работах город оживает и сияет теплотой тихой утренней радости.

Яркое самобытное дарование позволяло художнику легко и свободно реализовывать себя в разных жанрах, переходить от одного к другому.  Выполненные в духе времени трогательные сцены из семейной жизни отразили проникновенный и глубокий взгляд живописца на поэзию обыденной реальности. Её Георгий Татарников всегда наполнял душевной теплотой, трепетностью чувств и тихой лирической безмятежностью, преображая натуру в выразительные художественные образы.

Создавая портреты, Георгий Татарников опирался на классические традиции. Портреты жены, сыновей демонстрируют невероятную эмоциональную нежность, которую художник вкладывает в облик своих моделей. Автопортрет же самого художника обнаруживает внутреннюю психологическую сосредоточенность и концентрацию воли. Эти же черты характера, кипучий размах темперамента интересны художнику и в образе Петра I, к которому он неоднократно обращался, работая над историческими сюжетами. 

Георгий Павлович Татарников – художник с ярким, самобытным дарованием, жил своим искусством. Страстность его натуры, горячая любовь к жизни всегда сочетались в его творчестве с глубокой мудростью, проявлявшейся в простоте и сдержанности живописных решений.

Искусство мастера неразрывно связано с традициями национальной школы, с требованиями времени. Автор никогда не подменял живую реальность выдумкой. И вместе с тем искусство Татарникова вдохновенно, наполнено внутренним смыслом и исторической значимостью. 

Куратор выставки: Евгения Травина

 

Георгий Татарников «Исаакиевская площадь» 1958. Предоставлено: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.
Георгий Татарников «Исаакиевская площадь» 1958. Предоставлено: Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

 

Информация (на 30.04.2023):

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Адрес: город Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 103.

Ближайшие станции метро «Сенная», «Садовая» и «Спасская».

Время работы: вторник, четверг, пятница, суббота и воскресенье – с 12:00 до 20:00, в среду с 14:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 50 рублей.

http://www.mispxx-xxi.ru

Телефоны: +7 (812) 314-98-94, 312-25-54.

 

Смотреть еще

Выставка Оскар Клевер Сон – белый конь Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков

Оскар Клевер. Сон – белый конь.

С 21.09 до 26.11.2023 в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *