Пятница , 29 марта 2024

Олег Татарников. По волнам памяти.

С 18.05 до 18.06.2023 в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

В Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков открывается выставка «По волнам памяти» — первая художественная ретроспектива, масштабное представление искусства ленинградского-петербургского живописца Олега Татарникова (1937–2022).

Экспозиция станет несомненным открытием не только для широкого круга зрителей, но и для профессиональной среды. Скромный, замкнутый, совершенно лишенный тщеславия человек, последние 20 лет своей жизни отстранился от публичной выставочной деятельности. В мастерской Олег Татарников укрывался от мирской суеты, много писал, скрывая созданное от посторонних глаз. Живопись стала для него исповедью, в которую он вкладывал свои чувства и переживания.

Художественное наследие Олега Татарникова велико и разнообразно и свидетельствует о широких творческих возможностях автора. Он работал во всех жанрах, не выделяя какой-либо как главенствующий. Самозабвенно писал портреты и каждый из них — это всегда история, пронесенная через сердце, исполненная особого эмоционального напряжения.

Под кистью живописца образы отца, матери, жены, детей превращаются в явления другой эпохи, как, например, в «Портрете Георгия Павловича с сыновьями» (1964) и «Портрете жены» (1966). Кажется, что художник в стремлении понять нечто большее в характере своих моделей, постоянно сверяет свое собственное состояние с духом прошлого.

В 1970–е годы Олег Татарников выполняет серию работ «Медсестры», в которых запечатлел будни медицинского учреждения. Оставаясь в формате бытового жанра, характерного для советской живописи тех лет, Татарников создает проникновенную вереницу женских образов — хрупких, нежных, стойких, которым придает возвышенно-романтические черты мадонн эпохи Возрождения. 

Наиболее вдохновенно Олег Татарников проявил себя в жанре пейзажа. К нему он обращался на протяжении всей своей творческой жизни. Мастер писал необозримые поля и водную ширь, бездонное небо с нагромождениями облаков, манящие красотой гармонии и ощущением величественности бытия («Волжские просторы», 1991).

Тонкой лиричностью и затаенной печалью пронизаны небольшие пейзажи, написанные в стиле барбизонцев, с путниками, отдыхающими под густой сенью деревьев, с коровами и лошадьми, безмятежно пасущимися на лугах. Мотивы, на первый взгляд кажущиеся обыденными, обретают на полотнах художника совершенно эпическое звучание («Стадо», 1993 и «Оредеж. Песчаный спуск», 1990-е)

Произведения с видами Петербурга — будь то Петропавловская крепость, набережная Обводного канала, Исаакиевская площадь, Мойка, Нева — полны мистической таинственности. Город изолирован от бурного потока жизни, он всегда пустынен, погружен в мерцающую дымку дневного или ночного света, приобретая в интерпретации мастера вневременной, загадочный характер.

В своем искусстве Олег Татарников неустанно исследовал свет в разных его проявлениях — льющийся в потоках солнечных лучей, обволакивающий, мерцающий в отблеске ночных звезд. Свет растворяется в самой живописи и становится сущностной основой образа, уподобляя полотна Татарникова произведениям старых мастеров.

Именно в этом художественном стиле написана серия интерьерных композиций («Хоста. Вечерняя партия», 1980-1993; «Золотой вечер», 1966). И хотя персонажи в жанровых сценах заняты повседневными делами — играют бильярд, беседуют, погружены в раздумья, сидя у крыльца дома, — свет помогает обнаружить метафорический смысл запечатленных образов, их пронзительное по выразительности душевное состояние.

Оригинальный талант и высокое профессиональное мастерство, отшлифованные под влиянием отца, художника Георгия Татарникова, а также за годы самозабвенного, страстного творческого труда, даровали ему способность видеть в малом большое, не мимолетность проходящего, а нечто общее, значимое, вневременное.

В экспозиции представлено более 60 произведений живописи из собрания семьи художника, Музея искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков и частной коллекции Георгия Ботки. 

Куратор выставки: Маргарита Желонкина.

 

 

Информация (на 30.04.2023):

Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Адрес: город Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 103.

Ближайшие станции метро «Сенная», «Садовая» и «Спасская».

Время работы: вторник, четверг, пятница, суббота и воскресенье – с 12:00 до 20:00, в среду с 14:00 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов: взрослые – 200 рублей, льготные категории – 50 рублей.

http://www.mispxx-xxi.ru

Телефоны: +7 (812) 314-98-94, 312-25-54.

 

Смотреть еще

Выставка Оскар Клевер Сон – белый конь Музей искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков

Оскар Клевер. Сон – белый конь.

С 21.09 до 26.11.2023 в Музее искусства Санкт-Петербурга ХХ-ХХI веков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *