Понедельник , 15 апреля 2024

Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном.

С 28.10.2022 до 09.04.2023 в Государственном Эрмитаже.

В Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге в Николаевском зале и Аванзале Зимнего дворца открывается одна из главных выставок сезона – «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Жаном-Франсуа Шампольоном».

В двух парадных залах Невской анфилады Зимнего дворца представлено более семисот памятников египетского стиля во всём его разнообразии: скульптура, живопись, мебель, камнерезное и ювелирное искусство, костюмы.

«Эта выставка — о механизме диалога культур. Мы видим, как культура и история Древнего Египта становятся общечеловеческим достояниям, формируя некий образ, не во всем совпадающий со взглядом древних на самих себя», — отмечает генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

Выставка призвана познакомить посетителей с необыкновенно интересным явлением, которое с конца XVIII века называют египтоманией. Среди многочисленных историзмов и ориентализмов только увлечение Древним Египтом заслужило название «мания».

Комплексы экспонатов на античную и библейскую темы размещены в Аванзале. История любви Антония и Клеопатры представлена монументальной шпалерой «Пир Антония и Клеопатры» по картону Юстуса ван Эгмонта, ученика Рубенса; картинами «Пир Клеопатры» Якоба Йорданса и «Смерть Клеопатры» Пьера Миньяра; итальянскими камеями и знаменитой древнеегипетской статуей Клеопатры VII, созданной в 51–30-е годы до н. э. – каждый посетитель Эрмитажа встречал её на экспозиции в зале Египта.

Более тридцати экспонатов раскрывают библейскую тему. Среди них полотно Никола Пуссена «Святое семейство в Египте», рисунок известного архитектора Жана-Франсуа Тома де Томона «Отдых на пути в Египет», эскиз Ильи Репина «Избиение первенцев египетских» из собрания Государственного Русского музея, а также гравюры, изделия из фарфора и произведения лиможских эмальеров.

Важной вехой в развитии европейской египтомании стали работы Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778). На выставке впервые представлен знаменитый альбом «Различные манеры украшения каминов и всех прочих частей домов, взятые из египетской, тосканской и греческой архитектуры», изданный в 1769 году. Этот экспонат стал центральным для раскрытия темы ренессансной и постренессансной египтомании.

Целый раздел выставки посвящён египетскому походу Наполеона Бонапарта (1798-1801). Эту тему раскрывают экспонаты нескольких научных отделов Эрмитажа: Отдела западноевропейского изобразительного искусства, Отдела «Арсенал», Отдела нумизматики.

Кампания по завоеванию Египта длилась всего три года и с военной точки зрения была неудачной. Тем не менее она оказала большое влияние как на геополитические, так и на художественные процессы. Коллекция древностей, собранная за время пребывания французов в Египте, включала Розеттский камень с одним и тем же текстом на египетском (в двух системах письма) и греческом языках. Это создало предпосылку к дешифровке иероглифики и возникновению научной египтологии.

В январе 1800 года с Розеттского камня было снято несколько копий, три из них были отправлены в Париж и стали доступны учёным разных стран. В 1801 году одну из таких копий увидел одиннадцатилетний Жан-Франсуа Шампольон – и в этот момент решилась судьба как самой дешифровки, так и всей египтологии.

Раздел, рассказывающий о Жане-Франсуа Шампольоне и его великом открытии – дешифровке египетских иероглифов, – центральный на выставке. Здесь экспонируются публикации предшественников Шампольона по дешифровке, документы, где учёный впервые излагает принципы своего понимания египетского письма, его зрелые труды и вышедшие посмертно издания словаря и грамматики египетского языка.

Подлинные древнеегипетские памятники демонстрируют различные виды письма: иероглифику, курсив, иератическую и демотическую скоропись, а также образцы коптского письма, основанного на греческом алфавите.

Египтомания значительно повлияла и на главный стиль наполеоновской империи – ампир. Особенно ярко это проявилось в прикладном искусстве: вершиной ампирной египтомании стал знаменитый Египетский сервиз, подаренный Наполеоном Александру I в знак союзничества после заключения Тильзитского мира. На постоянной экспозиции Эрмитажа в Главном штабе можно увидеть некоторые предметы из этого сервиза, а на выставке «Египтомания» впервые показан роскошный ансамбль, предоставленный музеем-усадьбой «Кусково».

Часть выставки посвящена теме русской египтомании и влиянию египетского искусства на формирование облика Санкт-Петербурга – самого «египетского» города России. Посетители могут проследить эволюцию египетского стиля в Петербурге на примере нескольких десятков памятников архитектуры, запечатлённых на современных фотографиях. Их дополняют гравюры, рисунки и старинные снимки из собраний петербургских музеев. Многие из них предстанут перед публикой впервые.

Помимо произведений из собрания Государственного Эрмитажа, на выставке «Египтомания. К 200-летию дешифровки египетских иероглифов Ж.-Ф. Шампольоном» показаны экспонаты из Всероссийского музея А. С. Пушкина, Государственного музея городской скульптуры, Государственного музея-заповедника «Гатчина», Государственного музея-заповедника «Павловск», Государственного музея-заповедника «Петергоф», Государственного музея-заповедника «Царское Село», Государственного Русского музея, Музея Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Музея-усадьбы «Кусково», Российской Академии художеств (филиал в Санкт-Петербурге), Российской национальной библиотеки, Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки, Санкт-Петербургского Горного университета, Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургского Дворца культуры работников просвещения (Юсуповский дворец), Центрального Военно-морского музея.

Выставку сопровождает научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2022). Авторы статей: А. О. Большаков, Я. Э. Виленский, М. О. Дединкин, О. А. Егорова, С. О. Кузнецов, А. Н. Николаев, Н. К. Серебрянная, В. М. Успенский, Е. М. Федосова, Л. Д. Чистова, А. Н. Шипунов.

Авторы идеи выставки: Андрей Олегович Большаков, заведующий Сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа; Андрей Николаевич Николаев, куратор выставки, заместитель заведующего Отделом Востока Государственного Эрмитажа.

 

 

Информация (на 24.10.2022):

Государственный Эрмитаж — Главный музейный комплекс, Аванзал и Николаевский зал.

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 30-38.

Ближайшие станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

Время работы:

Главный музейный комплекс – вторник, четверг, суббота и воскресенье с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу с 10:30 до 21:00. Понедельник – выходной день.

Стоимость билетов — https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/tickets

 

Смотреть еще

Государственный Эрмитаж Главный штаб Выставка Оманская империя Азия и Африка

Оманская империя: Азия и Африка.

С 09.12.2023 до 26.01.2025 в Государственном Эрмитаже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *