Вторник , 23 апреля 2024

Вернувшиеся из забвения. Произведения церковного искусства из собрания Оптиной пустыни.

С 18.08 до 06.11.2022 в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

В Сергиево-Посадском музее-заповеднике открылась выставка «Вернувшиеся из забвения. Произведения церковного искусства из собрания Оптиной пустыни» к 200-летию со дня рождения архимандрита Леонида (Кавелина)

В Сергиево-Посадском музее впервые представлена выставка подлинных предметов Козельской Введенской Оптиной пустыни XIX – начала XX века: иконы, графические виды обители, архитектурные проекты, литографии и фотографии, шелковые, парчовые и бархатные богослужебные облачения, индитии (одежды на престол и жертвенник), вышитые литургические ткани, платки и шали, использовавшиеся в качестве церковных пелен; предметы церковной утвари и интерьера, евлогии со Святой Земли, из русских монастырей и вклады дома Романовых. Все они позволяют представить полноту повседневной жизни монастырской братии.

Выставка приурочена двухсотлетнему юбилею (1822–2022) выдающего церковного ученого архимандрита Леонида (Кавелина). Профессиональную деятельность Лев Александрович Кавелин начал как военный, получив образование в Московском кадетском корпусе, окончив его в 1840 году и прослужив в лейб-гвардии Волынском полку двенадцать лет. Однако уже в молодые годы у него сформировался интерес к церковной жизни и богословию.

Он изучал Священное Писание и творения Отцов Церкви, регулярно посещал Оптину пустынь, где в 1857 году, оставив военную службу, был пострижен в монахи с именем Леонида (в честь Оптинского схимника Леонида). С этого момента началось его священническое служение в Оптиной, на Афоне, на Балканах, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, в Константинополе, в Ново-Иерусалимском Воскресенском монастыре. С 1877 года до самой смерти (22 октября 1891 года) отец Леонид занимал пост наместника Троице-Сергиевой Лавры.

Архимандрит Леонид известен не столько церковно-административной деятельностью, сколько своими учеными трудами. До принятия монашества Льва Александровича интересовали историко-литературные, археографические и этнографические очерки, беллетристика и поэзия. Интересы же отца Леонида были уже совершенно иными: книги, статьи духовно-нравственного, преимущественно аскетического направления.

Также он был автором исторических, археологических и историко-литературных научных исследований, описаний рукописных собраний, отдельных рукописей, а также библиографических и палеографических изысканий. Немало трудов приложил архимандрит Леонид для публикаций ранее неизданных трудов других ученых. Благодаря отцу Леониду во второй половине XIX века получил популярность жанр православных путеводителей.

Во второй половине XIX века имя архимандрита Леонида (Кавелина) было известно не только специалистам самых различных областей науки, но и всем образованным людям. И сегодня труды архимандрита Леонида – это открытый для каждого желающего бесценный источник сведений по церковной истории, архитектуре, богословию и христианской жизни.

Со времени своего возникновения и до XIX века Оптина пустынь являлась рядовым русским монастырем, не имевшим ни обширных владений, ни особо чтимых святынь, ни многочисленной братии. Известность ее не выходила за пределы ближайших окрестностей. Возрождение Оптиной пустыни, превратившейся в XIX веке в крупный духовный центр, символ русского православного монашества, было обусловлено изменениями в государственной политике по отношению к монастырям, введением «типового» устава, утверждением старчества и книгоиздательской деятельностью обители.

Главной особенностью оптинского, и вообще русского, старчества стало его влияние на российское общество, его «народность». Являясь по существу чисто иноческим установлением, старчество привлекало в Оптину пустынь тысячи мирян, совершавших паломничества с целью получить старческий совет, увидеть воплощенную святость. Старцы, духовно окормляя всех приходивших к ним, являли собой живую проповедь христианской жизни.

Именно духовное ратничество оптинских старцев, возможность услышать слово поддержки и утешения привлекали в обитель многих выдающихся писателей и мыслителей. Среди тех, кто приезжал в Оптину пустынь: В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, А.И. Апухтин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, братья Киреевские, К.Н. Леонтьев, Л.Н. Толстой, Великий князь К.К. Романов, Е.Н. Поселянин, С.А. Нилус и многие другие.

После закрытия Оптиной пустыни, в 1928 году коллекция была передана в Сергиевский (ныне Сергиево-Посадский) музей, созданный в 1920 году на основе историко-художественного наследия Троице-Сергиевой лавры.

Автор идеи проекта: С.В. Николаева.

Кураторы выставки: Е.Ю. Суворова, Л.А. Шитова, С.Н. Клопова.

Реставраторы произведений: О.Б. Куцель, П.Н. Котельников, Е.В. Ромашкина, Н.И. Прищенко, О. С. Воскресенская, Н.В. Грекова, Ю.А. Махасевич.

 

 

Информация (на 18.08.2022):

Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник – Музейный комплекс «Конный двор» (Восточный корпус).

Адрес: Московская область, город Сергиев Посад, ул. 1-ой Ударной Армии, дом 2.

Время работы: среда, четверг, воскресенье — с 10:00 до 18:00, в пятницу с 10:00 до 17:00, в субботу с 10:00 до 19:00. Понедельник, вторник и последняя среда месяца – выходные дни.

Стоимость билетов – https://www.museum-sp.ru/visitors/all/bilety

Телефон: +7 (496) 540-53-56, 540-63-55.

 

Смотреть еще

Сергиев Посад Выставка Рождественские и новогодние праздники в Старом городе

Рождественские и новогодние праздники в Старом городе.

С 29.11.2023 до 28.01.2024 в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *