Елизавета Губанова о выставке «Fleisch» в Санкт-Петербурге, Новая Голландия.

Елизавета Губанова

На столе «Кураторской кухни» сегодня критический деликатес из Санкт-Петербурга от Елизаветы Губановой, куратора, искусствоведа Центра Михаила Шемякина, автора телеграм-канала «Маслом вниз» – https://t.me/maslomvnis

 

 

Выставка: «Fleisch», Санкт-Петербург, Новая Голландия, Павильон. 5–17 июля 2022.

Художники выставки: Евгений Хлопотов, Валентина Макарова, Владислав Лапаев, Наталья Фёдорова, Дарья Иванс, Ах Саша, Катерина Муравьёва, Пётр Бардин, Дарья Высокова, Наталья Листомирова, Анастасия Жилинская.

Кураторы: Евгения Каракай, Надежда Королёва, Майя Лунгул.

Анонс выставки на сайте http://cultobzor.ru/2022/07/fleisch-novaya-gollandiya-spb/ 

На выставке с названием «Fleisch» («Плоть») и с заявленной проблематикой телесности не нужно искать в буквальном смысле плоть или телесность. Наше тело в новый век как будто соприкасается с технологиями гораздо чаще, чем с телами других людей, – мысль, ставшая объединяющим звеном экспозиции. В кураторском тексте читается посыл о том, что машины помогают человеку обрести себя, что может в современном мире произойти не вопреки, а, именно, благодаря технологиям.

Личные и телесные границы, которые исследуют художники и кураторы проекта прощупываются не рецепторами психическими ощущениями, а сенсорами, проводами и другими техническими приспособлениями. Больше нет парадокса дуализма машины и живого тела, теперь одно выражает другое без противоречий, органично, полно, и по-человечески болезненно.

Например, в одной части экспозиции можно пережить собственные похороны, чтобы почувствовать ужас смерти, на что решается, кстати,  далеко не каждый посетитель, в то время, как в другой стороне зала вдоль барельефа человека с испуганными глазами мелькает сенсор, который начинает тревожно мигать красным, если кто-то нарушает его личные границы.

Можно пережить и саспенс обратного отсчета как приближения к порогу устрашающего неизвестного (что характерно, обе работы про цифровое переосмысление смерти находятся рядом). Некоторые художники представили более личные работы: законсервированные и переработанные вешенками воспоминания, или дышащая как органическая кожа синтетика. А потом нам предлагают “вернуться к истокам”, как написано в тексте, благодаря ткани, в создании которой участвовали пчелы. И это – описания лишь некоторых из работ.

Кураторами выставки стали молодые специалисты — выпускники магистерской программы “Кураторские исследования” при Факультете свободных искусств и наук СПбГУ (он же “Смольный”), а художниками – магистранты направления «Art & Science» университета ИТМО.

Если говорить о процессе создания проекта «Fleisch», последовательность «от идеи к отбору работ», а не «от отбора работ к идее» способствовала целостности его смыслового заявления. В результате довольно широкая и в чем-то даже расплывчатая тема телесности приобрела свежий ракурс телесного в технологиях и разнообразие в художественных способах ее рефлексии.

Старое доброе визуальное искусство в багетной рамке тоже, как ни странно, на выставке есть, но графичная, гротескная стилизация делает их похожими на вырезанные кадры со страниц манги или комиксов. Так как подобные “фреймы” всегда являются частью сюжета, такая стилистика уже заключает в себе потенциальную динамику некоего нарратива (причем явно в жанре хоррор), и дополняет общий вид зала яркими, немного хулиганскими, экспрессивными изображениями, характерными для цифровой эпохи.

Отдельно стоит отметить современность технологий, к которым прибегают художники, давно перешагнув за грань с поделками из клуба радиотехники и опасливо отходя от эстетических и смысловых традиций прошлого.

Студенты направления Art & Science могут, разве что, перегнуть в обратную сторону, когда работа представляет собой, например, только тумбу с очками, то есть в физическом пространстве в архитектурном смысле работы не существует. Впрочем, в контексте диджитал и другого техарта возникает следующий больной вопрос – быстрого устаревания технологий и новизны приемов.

Однако, цепляющая искренняя идея честной пронзительной работы по-прежнему может оказаться сильнее и устаревших запчастей, и сложных математических экспериментов и размышлений о вычислительных мощностях, задействованных ради искусства. В конце концов, за разработками всегда скрывается человеческая рука, а рука, как известно, присоединена к телу, вопрос, с которым оставляет нас выставка «Fleisch» – где проходят границы тела сегодня и что станет с ними в будущем.

Елизавета Губанова.

Редактура текста: Катя Финкельштейн

 

 

«Кураторская кухня» — это проект, инициированный куратором и арт-критиком Катей Финкельштейн в рамках деятельности независимой самоорганизованной кураторской группы Art Makes Sense: любой желающий может прислать свой лаконичный критический обзор посещенной им выставки, отметив моменты удачные и слабые на взгляд автора стороны проекта.

Каждый обзор проходит редакцию Art Makes Sense и после этого публикуется на портале партнера рубрики Cultobzor.ru и в одноименном телеграмм-канале проекта – https://t.me/curatorskaya. Свободный микрофон художественной критики «Кураторская кухня» возник как горизонтальная инициатива, поддерживающая обмен профессиональными критическими мнениями внутри арт-сообщества. 

 

Смотреть еще

Елизавета Губанова о выставке Джонатан Монаган. Out of the Abyss в Санкт-Петербурге Новая Голландия

Елизавета Губанова о выставке «Джонатан Монаган. Out of the Abyss» в Санкт-Петербурге, Новая Голландия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *