Пятница , 1 марта 2024

Живые скульптуры.

С 07.12.2023 до 18.02.2024 в Пространстве AZ ART.

В Пространстве AZ ART на Маросейке в рамках проекта «Системы мимикрии» откроется вторая по счету выставка — «Живые скульптуры». Куратор проекта — художник, искусствовед Александр Дашевский. В рамках выставки «Живые скульптуры» посетители увидят работы Владимира Янкилевского, Вадима Сидура, Игоря Шелковского, Гриши Брускина, Андрея Кузькина, Петра Дьякова, Елены Филаретовой, Надежды Антышевой, Владимира Козина, Петра Белого, Никиты Селезнева и других.

Мимикрия становится формальным приемом, кураторским ходом, когда выставочный проект маскируется то под научное исследование, то под тематическую ретроспективную экспозицию, то под игру в ассоциации. В живой природе маскировка не всегда обозначает визуальное слияние с фоном.

Многие животные используют крупный яркий рисунок, мешающий внешнему взгляду воспринять их как целое, выделить границы и размеры тела. Полоски зебры мешают хищникам и насекомым интерпретировать ее как отдельное животное. Чередование светлых и темных частей крыльев бабочки, делает ее нераспознаваемой на фоне листьев и цветов. Подобные эволюционные способы уклонения от зрительной идентификации, описанные учеными, нашли применение в военном деле.

Александр Дашевский, куратор проекта:

«Живые скульптуры» — вторая часть выставочного сериала «Системы мимикрии». На этот раз пространство AZ/ART наполнится фрагментами статуй, эпох и воспоминаний. Скульптуры будут оживать, тела — каменеть, а античные обломки продемонстрируют свою текучесть. В финале зрителя ждет большой музейный торжественный реликварий, где из частей прежних травм формируется новое тело культуры».

Опорными точками экспозиции станут инсталляция Петра Белого «Caput mortuum», состоящая из бетонных объектов, похожих на обломки античных статуй, и большой стеллаж, напоминающий то ли реликварий, то ли открытое хранение скульптуры, то ли склад вещдоков. Одна из стен пространства будет превращена архитектором проекта Михаилом Масловым в хранилище с различными фрагментами скульптур-тел.

Смысловое поле выставки «Живые скульптуры» располагается между тремя сериями образов.

Первая серия связана с темой утраты, пересмотром собственных границ, физического или личностного расщепления. Подобное может происходить вследствие катастрофы, вандализма, синдрома нарушения цельности восприятия собственного тела, а может быть следствием работы защитных механизмов, изменения содержания понятия «Я», удаления того, что ощущается как лишнее, несовместимое с обстоятельствами среды обитания. 

Вторая серия образов отсылает к оживающим изваяниям и окаменевающим людям — устойчивому сюжету в искусстве и мифологии, артикулирует парадоксальную связь между телом и скульптурой.  Модель, где одно является образцом, а второе — подражанием, одно — живое, а другое — вещь, меняется, в том числе, когда человек или статуя утрачивают цельность.

Третья серия образов показывает, как из разрозненных фрагментов, утрат и травм, формируется новая идентичность и цельность, новое представление о себе и своих границах. Задействованные в этом механизмы культуры абсорбируют и обобщают индивидуальные, порой трагичные истории, формируют новый глоссарий, синтаксис и тропы внутри языка, используемого носителем для самоописания.

Каждая из трех выставок цикла исследует отдельный вид мимикрии, ищет его поэтический аналог в социальном поведении и языке современного искусства. Сознательно используя ненадежный метод аналогий, проект пытается искать рифмы между периодами, прошедшими со времени формирования советского неофициального искусства.

Хотя каждое время уникально и исторические ситуации при всем внешнем сходстве не повторяются, существует множество случаев, когда одна эпоха надевает костюмы другой, поэтому примеры мужества, хитрости и стойкости отечественных художников второй половины XX века могут быть вдохновляющими, ценными, востребованными и сегодня. Первая выставка «Глаз видящий, всевидящий, невидящий» проходила в сентябре-ноябре 2023 года, а третья — «Вне эксплуатации» — запланирована в марте.

Над проектом работали:

Генеральный директор Музея AZ и AZ/ART Наталия Опалева

Куратор проекта Александр Дашевский

Архитектор экспозиции Михаил Маслов

 

 

Информация (на 27.11.2023):

Пространство AZ ART на Маросейке.

Адрес: улица Маросейка, дом 11/4с1.

Ближайшая станция метро «Китай-город».

Время работы: вторник – воскресенье с 12:00 до 20:00, понедельник- выходной день.

Вход свободный.

https://azart.moscow

Телефон: +7 (495) 730-55-24.

 

Смотреть еще

Выставки Владимир Амодео Амазонки Битва за жизнь Галерея Омельченко Omelchenko Gallery

Владимир Амодео. Амазонки. Битва за жизнь.

С 07.12 до 20.12.2023 в Галерее Омельченко / Omelchenko Gallery.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *